logo
Исследование образа будущего у больных близорукостью и заболеваниям желудочно-кишечного тракта

Введение

В последнее время значительно увеличилось число самых различных заболеваний психогенного характера.

В существующем в современной психологии направлении, изучающем психосоматические расстройства, существует ряд работ описательного характера, трактующие соматические симптомы в символическом плане (болезнь объясняется в связи с буквальным значением нарушенной функции организма).

Эта идея в последнее время приобрела большую популярность и используется многими психологами в процессе индивидуального консультирования. Однако традиционная психология, построенная по естественно-научному типу, до сих пор не выделила «официальной ниши» для подобного направления. Это вполне обоснованно объясняется отсутствием научно подтверждённых фактов.

Другая рамка нашего исследования задаётся проблематикой подросткового возраста. Кратко формулируя суть проблемы, какой она нам представляется, можно сказать, что современное общество не имеет способов разрешения подросткового кризиса, что влечёт за собой такую яркую симптоматику возраста. Психологическая уязвимость подростка делает его значительно уязвимее в том числе и для психогенных факторов болезни.

Обобщая вышеперечисленное, можно сделать предположение относительно неврозогенности, в принципе, любого критического возраста, а в частности - именно подросткового.

На пересечении двух обозначенных линий и возникла идея провести исследование научными клиническими методами, касающееся символического характера психогененного заболевания, именно на подростках.

Современные исследования относительно подросткового возраста позволяют выделить такой важный аспект как становление в данном возрасте временной перспективы молодого человека.

Вновь обращаясь к психосоматическому подходу в психологии, отметим, что временная перспектива и в частности образ будущего связан с такой функцией организма как зрение.

Данные наблюдений и статистики указывают на значительное увеличение числа старших подростков, которые отмечают ослабление зрения (близорукость) в период обучения в 10-11 классах.

На основании теоретических выкладок, касающихся специфики подросткового возраста и формирования в этот период временной перспективы как новообразования, а также - принципов психосоматического подхода и некоторым конкретным исследованиям, граничащим с выбранной нами проблематикой, мы выдвигаем гипотезу, которая звучит следующим образом: ослабление зрения (в частности, развитие близорукости) в старшем школьном возрасте связано с отсутствием четко прописанного образа будущего и негативными эмоциональными переживаниями относительно этой проблемы.

Объект исследования - образ будущего у старших подростков 15-16 лет.

Предмет исследования - взаимосвязь различных аспектов представленности образа будущего и развитием близорукости у старших подростков

Для проверки поставленной гипотезы нами было проведено исследование образа будущего у 68 одиннадцатиклассников (38 девочек и 30 мальчиков) на базе школы-гимназии №4 города Красноярска.

Цель работы: проследить наличие взаимосвязи между различными аспектами представленности образа будущего старшим школьникам и развитием близорукости в течение последних полутора-двух лет.

Задачи исследования:

провести анализ сложившихся в современной психологии подходы к исследованию понятий «подростковый возраст», «временная перспектива», «психосоматическое заболевание»

разработать методы исследования

осуществить сбор данных психодиагностическими методами

обработать полученные данные статистическими методами

проанализировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования.

Психодиагностические:

анкетирование

тематический рисунок

графическая методика «Линия жизни» (модифицирована) с дополнительно введённым методом шкалирования

методика «Незаконченные предложения» (модифицирована)

метод экспертной оценки

статистической обработки:

корреляционный анализ

факторный анализ

частотный анализ (в пересчёте на %)

Для сравнения было принято решение рассмотреть группу больных с другой нозологией. Её составили одиннадцатиклассники с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Кроме того, результаты учитывались и относительно здоровых детей. В случае подтверждения гипотезы можно будет говорить о целесообразности проведения в старшем школьном возрасте тренингов по формированию временной перспективы в психопрофилактическом и психокоррекционном аспекте.