1.2 Кризис подросткового возраста
Традиционно подростковый возраст считается особенным, отличным от других возрастов и требующим повышенного внимания.
По мнению Э.Эриксона, подростковая стадия «становится всё более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью». В своих поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое теперь должно включать половую зрелость, некоторые подростки должны вновь попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации идолы и идеалы. «Помимо всего прочего они нуждаются в моратории для интеграции тех элементов идентичности, которые соответствуют предшествующим детским стадиям… Совокупность этих элементов и составляет список основных подростковых проблем.» (25,26)
При удачном разрешении возрастного противоречия ребёнок приобретает специфическую силу - целостный образ Я. Характерной чертой этого является уверенность «что внутренняя тождественность сочетается с тождественостью и непрерывностью для других в перспективе карьеры» (25,26).
В нашем обществе переход к взрослости не институционализирован, и программа, его регулирующая, диктуется лишь правилами профессионального образования и специализации. «Вместо волнующего обычая индустриальное общество создало систему, в которой поколения разобщены и разделены в своей активной жизни, социальной деятельности и досуге». Как результат подобного разделения подростки занимают маргинальное положение лишь только потому, что не могут ещё продуктивно работать (4).
Э. Шпангер и Э.Штерн описывали этот период в жизни человека как период врастания в культуру. Психическое развитие здесь - это «врастание индивида в объективный и нормативный дух данной эпохи» (5).
«Аффективный центр» переживаний подростка смещается в будущее. Это обусловлено спецификой социальной ситуации: ребенок покидает стены школы и неизбежно попадает в ситуацию неопределённости, тесно связанную с профессиональным и личностным самоопределением. И в таком масштабе это происходит с ним впервые: раньше, покидая детский сад, он точно знал, что пойдёт в школу, закончив начальную её ступень - перейдёт в среднее звено и т.п. А теперь для него наступает момент выбора, и выбор этот он должен сделать самостоятельно. «Предчувствие» необходимости самоопределяться начинает проявляться ещё перед первой границей - накануне окончания девятого класса (остаться ли мне в школе, или же пойти учиться в техникум?). И многие школьники стремятся продлить школьное образование только для того, чтобы отсрочить неизбежный момент выбора.
Реально школа перестаёт быть тем институтом, в котором происходит развитие ребёнка. Построенная по репродуктивному типу, к старшим классам она уже не ставит перед подростком задач, соответствующих возрасту.
Вопросы, связанные с реформой системы образования, в наше время приобретают особенную актуальность. Это отчасти связано со значительными изменениями социального, общекультурного плана.(7)
1.3 Особенности подросткового возраста: современная ситуация, актуальность проблемы
Современная ситуация предполагает большой спектр возможностей индивидуального выбора человеком составляющих своего жизненного пути (профессии, семьи, образа жизни, религиозных предпочтений и т.д.). Однако оборотная сторона этого прогресса - усложнение процесса самоопределения.(11)
Именно подростки оказываются наиболее подверженными общественным изменениям, вследствие того, что в период формирования личности, иерархических систем целей и мотивов и, что немаловажно, мощных физиологических изменений, они очень уязвимы.
Конфликт, как необходимая стадия кризиса (16), именно в этом возрасте оказывается не состоявшимся. Взрослые не ставят перед подростком задачи в полном смысле этого слова. Соответственно, это весьма осложняет возможный продуктивный выход из данного кризиса.
Сложившаяся таким образом ситуация объясняется тем, что общество до сих пор не выстроило социального института, соответствующего актуальной проблематике кризиса подросткового возраста и кризис этот остаётся неразрешенным на уровне социума. И если взрослый не может преодолеть сложностей, с этим связанных, то подростку это сделать значительно труднее.
Анализируя социальную ситуацию развития в старшем школьном возрасте, Л.И.Божович в качестве главного конституирующего момента отмечает, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывает с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся внутренняя деятельность, все интересы старшего школьника. (21)
Однако, фактические материалы, на которых в своих выводах опиралась Л.И.Божович, получены в исследованиях, проведённых в 50-х - 60-х годах, и отражают существовавшую в то время социальную ситуацию развития детей и подростков. Вместе с тем есть все основания полагать, что спустя несколько десятков лет эта ситуация значительно изменилась, включая и «внешние условия» и внутренний мир подростков.(6,7,19,21)
В доперестроечной России в период достаточно стабильного и в целом гарантированного жизнеобеспечения большей части населения проблема индивидуального будущего не была столь актуальна для большинства граждан. Личное будущее было лишь фрагментом общего будущего страны. В тот период социологические исследования сформированности будущего у старшеклассников в основном концентрировались вокруг темы выбора ими будущей профессии.(7)
В период жестких социальных преобразований 90-х годов, во время которых была разрушена государственная идеология, задающая перспективы страны в будущем, произошли значительные изменения в структуре производства, появилась безработица, снизился уровень жизнеобеспечения большей части населения страны. Всё это сделало более актуальным для каждого отдельного человека обдумывание и построение своей индивидуальной жизненной перспективы.(7)
Современную ситуацию подрастающего поколения можно определить как ситуацию отсутствия ясных жизненных ориентиров, задающих устойчивые (как-то гарантированные) жизненные перспективы. Это во многом обусловлено скоростью социальных изменений. Размытость и отсутствие позитивных социальных ориентиров ведёт к усилению инфантилизации подростков, когда многие из них отказываются от подросткового прожектирования и проектирования своей будущей жизни, профессиональной деятельности, планов по созданию семьи и т.д.
подросток здоровье личность
- Введение
- Глава1. Роль временной перспективы в подростковом возрасте
- 1.1 Понятие временной перспективы в современной психологии
- 1.2 Кризис подросткового возраста
- Глава 2. Значение образа будущего и оценки своих жизненных перспектив
- 2.2 Образ будущего как фактор, влияющий на состояние здоровья
- Глава 3. Эмоциональные переживания и их соматические проявления
- 3.1 Заболевание в рамках психосоматического подхода
- 3.2 У.Бэйтс и новая теория функционирования глаза
- Глава 4. Описание практической части исследования
- 4.1 Условия работы и методы исследования
- 4.2 Обработка данных и анализ полученных результатов
- .3. Обсуждение результатов.
- Выводы
- Заболевания пищеварительной системы Функции желудочно-кишечного тракта
- Желудочно-кишечный тракт методика и особенности непосредственного обследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
- 1. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
- Исследование содержимого желудочно-кишечного тракта.
- 1. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
- 67) Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
- 3. Заболевания пищеварительной системы Функции желудочно-кишечного тракта
- Рентгенологическое исследование желудочно-кишечного тракта
- Желудочно-кишечный тракт методика и особенности непосредственного обследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
- Рентгенологические исследования органов желудочно-кишечного тракта