Исследование образа будущего у больных близорукостью и заболеваниям желудочно-кишечного тракта

курсовая работа

4.1 Условия работы и методы исследования

Условия работы.

Исследование проводилось на базе школы-гимназии №4 города Красноярска. Всего было обследовано 68 одиннадцатиклассников, из них 38 девочек и 30 мальчиков.

Работа происходила в помещениях школьных классов и носила групповой характер.

Методы исследования.

Методы исследования можно подразделить на следующие группы:

методы психологической диагностики

методы статистической обработки

Дополнительно использовался метод экспертной оценки.

Описание методов.

Сбор данных проводился следующими методами:

Анкетирование.

Анкета была разработана нами для сбора информации по следующим направлениям: отношение испытуемого к будущему и оценка изменения состояния его здоровья в течение последних 1.5-2 лет.

Бланк (см. Приложение) включает в себя ряд высказываний, связанных с отношением реципиента к будущему, а также с выяснением изменения состояния здоровья за последние полтора-два года (соответственно, 10 и 11 класс). Ответы испытуемых строились на основе субъективного ощущения, т.к. прежде всего для нас представляет интерес именно это.

Кроме того, в анкете фиксировался пол испытуемого и его личный шифр (эта деталь введена нами для поддержания анонимного характера сбора данных).

Инструкции приведены на бланке (см. Приложение).

Тематический рисунок («Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем»).

Проективный анализ представлений выпускников о себе в прошлом, настоящем и будущем осуществлялся рисуночным методом. Нами был выбран тематический рисунок, и инструкция для испытуемых звучит следющим образом: «Расположенный горизонтально лист бумаги разделите вертикальными линиями на три равные части и нарисуйте в левой части себя в прошлом, в центральной - себя в настоящем, а в правой - себя в будущем. При выполнении рисунков пользуйтесь цветными карандашами».

Работа выполнялась индивидуально, без совещаний и уточнений со стороны диагноста.

3/Модифицированная методика «Линия жизни» с дополнительным введением метода шкалирования.

Методика была модифицирована нами в соответствии с тематикой исследования следующим образом. Испытуемым предлагалось на раположенном горизонтально листе бумаги начертить горизонтальную линию примерно посередине через весь лист. При этом крайняя левая точка обозначалась как «момент рождения», а вся линия представлялась как жизнь реципиента от начала до конца. Во избежание повышения уровня тревожности крайняя правая точка не фиксировалась как «момент смерти», а просто отмечалась стрелочкой. Дополнительно введённый метод шкалирования предполагает выяснение эмоционального отношения одиннадцатиклассника к событиям своего прошлого, настоящего, и, что особенно нас интересует, будущего. Т.о., испытуемым предлагалось начертить вертикальную линию, проходящую через точку «момента рождения», отметить на ней по 10 одинаковых делений в нижней и верхней части листа и соответственно обозначить их числами от -10 до 10 снизу вверх.

После подготовки бланка зачитывалась инструкция: «Представьте, что эта горизонтальная линия представляет собой всю вашу жизнь от начала до конца. Отметьте на ней вертикальным отрезком настоящий момент. Далее отметьте на этой линии наиболее значимые для вас события своей жизни, как в прошлом, так и в настоящем и будущем, подписывая и датируя их как можно точнее. Затем оцените каждое событие по деятибалльной шкале по степени его приятности/неприятности для вас лично и соответственно отметьте точкой в верхней/нижней части листа».

Таким образом мы получали графическое отображение видения испытуемым событий своего прошлого, настоящего и будущего, а также его оценку этих событий с точки зрения эмоционального отношения.

Методика «Незаконченные предложения», модифицированная в соответствии с тематикой.

Заключительным этапом диагностики была модифицированная нами методика «Незаконченные предложения». Вопросы вырабатывались методом «мозгового штурма» с помощью последующей экспертной оценки. В этом принимали участие студенты ППФ, магистратура (4 человека) и практикующие психологи (2 человека). Бланк методики представляет собой 12 незаконченных предложений (см. Приложение). Изначально предложения формировались как принадлежащие отдельным блокам, по 4 в каждом:

блок для проверки наличия прописанного образа будущего,

блок, связанный с эмоциональным отношением к будущему,

блок, введённый дополнительно для уточнения границ перспективы представляемого будущего.

Такое количество методик можно обосновать их принадлежностью к числу проективных, данные которых необходимо нуждаются в уточнении. В нашем исследовании данные всех используемых методик взаимодополняют друг друга и позволяют более полно судить о степени выраженности каждого из критериев.

Пилотажное исследование.

Вследствие использования нестандартизированных методов, а также модификаций существующих методик в соответствии с тематикой исследования сбору данных для проверки гипотезы предшествовало пилотажное исследование.

Исследование было проведено на группе одиннадцатиклассников из разных школ города Красноярска (всего 12 человек; 7 девочек и 5 мальчиков). В результате пилотажного исследования произошло:

- уточнение инструкций для испытуемых,

определение примерных временных рамкок выполнения заданий,

корректировка стимульного материала методики «Незаконченные предложения» (часть предложений оказались малоинформативными с точки зрения критериальной оценки),

уточнение формулировок анкетных высказываний.

Кроме того, было принято окончательное решение специально выделить среди испытуемых группу больных с другой нозологией, не имеющей отношения к уточнённой гипотезе. Эту группу впоследствии составили больные заболеваниями желудочно-кишечного тракта, точнее, с ухудшением состояния здоровья относительно данной нозологии.

Забегая вперёд, хочется отметить, что, как и предполагалось, выбранные для формирования групп испытуемых заболевания оказались наиболее распространёнными среди опрошенных нами старшеклассников.

Метод экспертной оценки.

Этот метод применялся нами для проставления оценок по выработанным критериям. Экспертами индивидуально оценивалась каждая работа по каждому ребёнку. Результирующей считалась средняя величина по каждой конкретной методике. Для её получения складывались все проставленные оценки и делились на число экспертов.

Практически в 100% случаев экспертная оценка совпала с исследовательской и впоследствии была внесена в таблицу первичных данных.

В случае расхождения с оценкой, присвоенной нами в каком-то конкретном случае, решение принималось коллегиально, с обсуждением деталей и обоснованием мнения каждого эксперта, включая и собственно исследователей.

Критерии оценивания.

Для того, чтобы сделать выводы по всей выборке, были выработаны критерии, по которым впоследствии оценивалась каждый комплект заполненных бланков. Необходимо уточнить, что оценка по каждому критерию выставлялась в результате анализа данных каждой методики, образно выражаясь, нами были выработаны «сквозные» критерии, на основе которых производилась целостная оценка представлений испытуемых о своём будущем.

Итак, оценка производилась по 4 критериям:

Наличие ясного образа будущего.

Под понятием «образ будущего» мы понимаем совокупность представлений ребёнка о предстоящих событиях, касающихся различных сфер его жизни. Наличие ясного образа будущего предполагает представленность этих сфер (межличностные отношения, учебная и профессиональная деятельность, увлечения и т.д.), оформленную в события, возможно присутствие значимых других, тех или иных атрибутов и т.д.

Важный аспект наличия ясного образа будущего - видение ребёнком своего места в каждой из присутствующих сфер.

О положительной нагруженности критерия мы судили по следующим проявлениям: соответствующие анкетные высказывания (включая определённость профессионального выбора); наличие чётких образов в рисунке будущего, детальная прорисовка себя и своего окружения в будущем, указания на различные сферы жизни, наличие объектов и атрибутов этих сфер; в графическом изображении линии жизни - наличие чётко обозначенных событий, связанных с различными сферами жизни; среди ответов на незаконченные предложения рассматривалась степень представленности разных сфер жизни ребенка с указанием их особенности, значения для данного ребёнка, описание атрибутики будущего, фиксация себя внутри определённых событий или жизненных сфер.

Связность временной перспективы.

Под связностью временной перспективы мы понимаем наличие представленности ребёнку связи между настоящим и прошлым (основа для использования прошлого опыта), а также между настоящим и будущим (условие проектирования, планирования). Подобная преемственность времён, на наш взгляд, обеспечивает ребёнку возможность полноценного использования прошлого опыта при постановке задач, связанных с будущим, и являет собой основную линию формирования временной перспективы. В этом ключе будущее представляется как последовательность достижения ряда целей.

Т.о., особое значение при оценке материалов придавалось наличию в представлении ребёнка событий в прошлом, выполняющих роль средств для событий настоящего и будущего, а также, соответственно, наличию в будущем так называемых событий-целей.

О хорошей связности мы судили по следующим моментам: анкетное высказывание «Я уже сейчас делаю то, что мне поможет в будущем достичь поставленных целей»; в рисунке - наличие преемственности между временами, выраженное в сохранении графической связи между тремя заданными частями рисунка, в сохранении единого стиля выполнения работы, символическом изображении событий-средств и событий-целей, наличии некой «сюжетной» линии в последовательном выполнении рисунков и т.д.

Эмоциональное отношение к будущему.

Под эмоциональным отношением мы понимаем ту субъективную оценку, которую ребёнок присваивает образам будущих событий. Положительное эмоциональное отношение к будущему предполагает принятие ребёнком предстоящих событий, негативная - отвержение. Иными словами, будущее может представляться как привлекательное либо как отталкивающее.

Эмоциональное отношение к будущему мы считаем важным учитывать, исходя из теоретических оснований. Формирование психогенного заболевания предполагает некий травмирующий фактор, который может реализовать себя только в условиях определённой эмоциональной оценки.

Данный критерий проявляется в позитивном смысле, на наш взгляд, в таких признаках как оформление рисунка будущего с помощью «цветов рабочей группы» (по М.Люшеру) - красный, жёлтый, синий, зелёный, в целом преобладание светлых тонов, отсутствие на рисунке будущего объектов «угрожающего» плана, использование всего поля рисунка, наличие улыбающихся лиц в изображении фигур в будущем, хорошая «энергетика» рисунка и т.д. Кроме того учитывались учитывались оценки событий будущего по введённой шкале в методике «Линия жизни», а также позитивно окрашенные ответы на незаконченные предложения.

1. Отсутствие тревожности относительно будущего.

Под отсутствием тревожности относительно будущего мы понимаем принятие событий будущего и уверенность относительно своего места в представляемых сферах жизни.

Так как тревога является значительным неврозогенным фактором, мы посчитали целесообразным выделить соответствующий отдельный критерий, сформулированный в позитивном аспекте для удобства оценивания и обработки данных.

Отсутствие тревожности определялось нами на основе не-проявления следующих признаков: анкетные высказывания негативного, защитного характера; наличие интенсивной штриховки и использование тёмных цветов в рисунке будущего, а также фигурирование объектов защитного характера, уточняющие подписывания и т.д.; проявления в ответах на незаконченные предложения символов и метафор, негативно нагруженных, фраз соответствующего «тревожного» содержания, прочерки или высказывания, не относящиеся к теме и т.д.; усиленная штриховка отрезков «линии жизни» и её точек, негативная словесная характеристика в обозначениях событий и т.д.

Критерии заданы нами полярно: -2; -1; 0; +1; +2.

Каждое целое значение на этой шкале соответствует степени выраженности соответствующего критерия.

-2 - критерий не выражен вообще

-1 - критерий выражен очень слабо

+1 - критерий выражен умеренно

+2 - критерий отлично выражен

«0» присваивался нами в случае, когда сложно сделать однозначный вывод о присутствии/отсутствии соответствующего признака.

Для каждого критерия составлялся примерный список признаков, опираясь на которые экперт мог присвоить проверяемому критерию определённое значение в рамках установленной шкалы.

Методы обработки полученных данных.

Нами были использованы: корреляционный анализ, факторный анализ, частотный анализ в пересчёте на проценты.

Обработка данных была произведена с помощью компьютера (программы STATISTIKA, ViDa Expert, см. Приложение) на базе Института вычислительного моделирования (Академгородок города Красноярска).

Делись добром ;)