Исследование образа будущего у больных близорукостью и заболеваниям желудочно-кишечного тракта
.3. Обсуждение результатов.
Подводя итоги, можно сказать о том, что:
Выбранные нами 4 критерия оказались попарно скореллированными, и в сущности представляют собой два аспекта явленности ребёнку его будущего: это собственно образ будущего, соотнесённый с временной перспективой, и эмоциональное отношение к нему, одной из характеристик которого является наличие либо отсутствие тревожности.
Высказывания о значительном ухудшении состояния здоровья прямо коррелируют с высказыванием «думать о будущем бесполезно…», а утверждения о неизменно хорошем здоровье - с положительными значениями по критерию «эмоциональное отношение к будущему».
Анализ процентных соотношений количества оценок выраженности критериев позволяет разделить группы испытуемых следующим образом:
Группа больных близорукостью в целом отличается отсутствием ясного образа будущего, негативным отношением и высокой тревожностью относительно будущего, а также по большей части слабой связью настоящего с прошлым и будущим.
При этом максимальные положительные оценки по критериям отмечаются только в отношении эмоциональной окраски будущего (4%), тогда как у двух других групп они встречаются почти по каждому критерию. Динамика по всем критериям в основном убывающая в направлении полюса «+2».
Это можно интерпретировать в пользу подтверждения нашей гипотезы.
Закономерность нарушается лишь небольшим пиком на «+1» по критерию «связность временной перспективы» (27%), но, во-первых, на фоне других групп этому не следует придавать слишком большое значение, а во-вторых, данный критерий отличается от остальных отсутствием явного содержания оценки.
Группа больных заболеваниями желудочно-кишечного тракта отличается от других групп более высокой степенью связности временной перспективы, однако, вместе с тем - высоким уровнем тревожности.
Группа подростков без ухудшения состояния здоровья характеризуется, как, впрочем, и другие, повышенной тревожностью относительно будущего. В отношении связности временной перспективы занимает промежуточное положение.
В целом можно сказать, что проблема будущего является актуальной для одиннадцатиклассников, и в большинстве случаев вызывает тревожное отношение и негативную эмоциональную окраску.