1.3 Целенаправленное развитие творчества дошкольников в игровой деятельности
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Задача педагога -- опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в разумной творческой деятельности ребенка. Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе Ї пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка» Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -- Л., 1974.. Творческая деятельность детей не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к творческой деятельности является учет возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности Ї это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей, особенности их физического, психического и социального развития.
На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому воспитатель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.
В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако воспитателю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т.е. к развитию творческих качеств личности.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции детей (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество Ї это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
А детское творчество Ї это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Практика показывает, что развивать способности Ї это значит вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
ь Раннее начало.
ь Умная, доброжелательная помощь взрослого.
ь Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
ь Мотивация задания.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей проявления детского творчества в игре
- 1.1 Понятие творчества в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности проявления детского творчества
- 1.3 Целенаправленное развитие творчества дошкольников в игровой деятельности
- 1.4 Роль творчества в игровой деятельности в развитии интеллектуального и творческого потенциала у детей
- Глава 2. Исследование особенностей проявления детского творчества в игре
- 2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования
- 2.2 Анализ результатов опыта
- Заключение
- Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества
- Понимание детского изобразительного творчества
- 2.4. Что такое детская игра?
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- 1. Специфика формирования детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 2. Теории и проблемы исследования детской игры
- 5 Билет. Детское творчество.