Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых
Введение
Социальный стереотип (греч. stereos - твердый, typos - отпечаток) - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия.
В западной психологии, политологии и социологии разрабатываются теории стереотипов. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некого образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.
В отечественной психологии стереотип рассматривался как достаточно примитивное или эмоционально окрашенное представление о действительности, неадекватно отражающее объективные процессы.
В ходе анализа научной литературы мы обнаружили, что изучению влияния социальных стереотипов на формирование представлений о человеке, о социальных группах было уделено достаточно много внимания. Но конкретно о стереотипах подростка о взрослом упоминается очень редко. И именно этот недостаток обусловил выбор темы нашего исследования - "Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых".
Цель исследования - изучить содержание стереотипов восприятия подростками взрослого.
Объект исследования - социальный стереотип как психологическое явление.
Предмет исследования - содержание стереотипов восприятия подростками взрослого.
Гипотезы исследования - 1) мы полагаем, что у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип взрослых; 2) исходя из первой гипотезы, мы позволили себе предположить, что существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами в работе предстоит решить следующие задачи:
1) раскрыть содержание понятия "социальный стереотип";
2) определить сущность стереотипов восприятия подростками взрослых;
3) изучить содержание стереотипов;
4) дать анализ содержания выявленного стереотипа восприятия подростками взрослых.
Теоретико-методологическую основу работы составили теоретические и методологические принципы зарубежной и отечественной науки. Существует множество направлений, которые разрабатывают социально-бихевиористские (У. Липман, В. Дуаз, Г. Тэжфел), психологические (Кимбалл Юнг, Т.В. Адорно, М. Хоркхаймер), символически-интеракционистский (Т. Шибутани, Д.К. Дэвис, С.Дж. Бэран), феноменологические (Э.У. Вайнэки, Р. Таджури) теории в исследовании стереотипов. Доминируют исторический и общетеоретический подходы (А. Шафф, А. Бондар, А. Колосковская, А. Барицковский). В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С. и др., которые рассматривали стереотип как "образ", "набор качеств". Современные российские ученые (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Сорокин П.А., Ядов В.А. и др.) рассматривают стереотип как комплексное образование и оценивают его содержание не только с негативной стороны.
Тема, цель, задачи и гипотезы исследования обусловили выбор методов:
1. теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме социального стереотипа как психологического явления;
2. "Подростки о родителях" ("ADOR", модифицированный сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, И.А. Горькавой, Е.Е. Ромициной);
3. количественно-качественный анализ.
База исследования - 60 подростков в возрасте 12 - 14 лет города Усть-Илимска.
Практическая значимость. Полученные результаты могут использоваться педагогами, психологами, родителями в процессе обучения и воспитания целостной личности учащихся с учетом специфики образовательного заведения.