logo
Исследование родительско-детских отношений

2.1 Описание методик, используемых в исследовании. Методика PARI и методика ДРОП

В данном исследовании принимали участие мать 36 лет и её ребёнок - подросток 16 лет. Были применены две методики: для матери была представлена методика PARI, а для диагностики ребёнка применялась методика «ДРОП».

Выбор данных методик продиктован следующим:

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), и, в частности, к ребёнку. Она является наиболее адекватной для изучения проблем воспитания и развития ребёнка в семье с авторитарным стилем воспитания. Данная методика разработана американскими психологами Е.С. Шеффер и Р.К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1-оптимальный эмоциональный контакт, 2-излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, 3-излишняя концентрация на ребёнке.

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков:

-ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

-ощущение самопожертвования в роли матери;

-семейные конфликты;

-сверхавторитет родителей;

-неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

-«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи;

-доминирование матери;

-зависимость и несамостоятельность матери.

Отношение родителей к ребёнку описывается с помощью 15 признаков, которые делятся на следующие 3 группы:

1. Оптимальный эмоциональный контакт:

-предоставление ребёнку возможности высказаться, вербализация;

-партнерские отношения;

-поощрение активности ребёнка;

-уравнительные отношения между ребёнком и родителями.

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком:

-раздражительность, вспыльчивость;

-суровость, излишняя строгость;

-уклонение от контакта с ребёнком.

3. Излишняя концентрация на ребёнке:

-чрезмерная забота, установление отношений зависимости;

-преодоление сопротивления, подавление воли;

-создание безопасности, опасение обидеть;

-исключение внесемейных влияний;

-подавление агрессивности;

-подавление сексуальности;

Чрезмерное вмешательство в мир ребёнка.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. К методике прилагается схема подсчета ответов в баллы. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака: минимальная - 5 баллов; 18, 19, 20 - высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 - низкие. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Инструкция предлагает 4 варианта ответов, на заполнение вопросника рекомендуется 20 минут.

Так же наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений позволяет выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Она включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:

1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка

- принятие (демонстрация родителем любви и внимания),

- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),

- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).

2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия

- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий),

- принятие решений (особенности принятия решений в диаде)

- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),

- поощрение автономности (передача ответственности подростку)

3. Блок контроля

- требовательность (количество и качество декларируемых требований),

- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка)

- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),

- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя),

- особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).

4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений

- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),

- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий)

5. Дополнительные шкалы

- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),

- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),

- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),

- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),

- шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).

Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец». Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Подростка просят оценить, насколько поведение его родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа он ставит на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у его отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) часто.

5 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) всегда

В вопросах №№ 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

Обычно просят оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца, а так как мы исследуем взаимоотношения с матерью, то мы проводили тестирование только по отношению к матери.

2.2 Интерпретация данных детско-родительских взаимоотношений в семье

Результаты исследования отношения матери к семейной роли представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Отношение матери к семейной роли

Показатели отношения к семейной роли

баллы

Ограниченность интересов матери рамками семьи, заботами исключительно о семье

16

Ощущение самопожертвования в роли матери

11

Семейные конфликты

12

Сверхавторитет родителей

16

Неудовлетворенность ролью главы дома

12

"Безучастность" мужа, ее не включенность в дела семьи

14

Доминирование матери

9

Зависимость и несамостоятельность матери

16

Согласно результатам приведенным в таблице можем сказать, что мать по всем вопросам набрала баллы в пределах нормы, а это значит, что она удовлетворена своей семейной ролью. У нее нет ощущения самопожертвования в роли матери, она самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней. Рассмотрим же эмоциональную сторону взаимоотношений, результаты так же приведены в таблице 2.

Таблица № 2

Оптимальный эмоциональный контакт матери

Показатели оптимального эмоционального контакта

баллы

Побуждение словесных проявлений, вербализаций

19

Партнерские отношения

18

Развитие активности ребенка

19

Уравнительные отношения

20

Из таблицы мы видим, что между матерью и ребенком преобладают уравнительные отношения. Мать выстраивает партнерские отношения, заинтересована в развитии ребенка и предпочитает словесное побуждение к действиям, о чем еще раз мы можем убедиться, проанализировав ниже приведенную таблицу. В таблице 3 представлены результаты исследования излишней эмоциональной дистанции матери с ребенком.

Таблица № 3

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком матери

Показатели излишней эмоциональной дистанции с ребенком

Балл

Раздражительность, вспыльчивость

16

Суровость, излишняя строгость

10

Уклонение от контакта с ребенком

14

Согласно таблице мы делаем выводы, что мать бывает и сурова, но не на столько, чтоб это мешало взаимоотношениям с ребенком, о чем говорят невысокие баллы по шкале «суровость, излишняя строгость», а значит, еще раз мы видим, что мать с радостью общается с ребенком. Мы можем предположить, что у матери излишняя концентрация на ребенке, так ли это увидим из результатов приведенной ниже таблицы.

Таблица № 4

Излишняя концентрация на ребенке

Излишняя концентрация на ребенке

баллы

Черезмерная забота, установление отношений зависимости

15

Преодоление сопротивления, подавление воли

17

Создание безопасности, опасение обидеть

15

Исключение в не семейного влияний

10

Подавление агрессивности

12

Подавление сексуальности

12

Черезмерное вмешательство в мир ребенка

15

Согласно данным таблицы 4 выявлено, что испытуемая - мать излишне не опекает ребенка, не изолирует его от общества, уровень вмешательства в мир ребенка в норме.

Таким образом, мы можем сделать выводы, что маме не свойственно самопожертвование в семье, она не ограничивается интересами и заботами только о семье. Тем самым выстраивает партнерские взаимоотношения с ребенком, построенные на взаимоуважении, принятии ребенка, как личность.

Результаты тестирования подростка по методике "Детско-родительские отношения подростков" (ДРОП) представлены в таблице 5.

Таблица № 5

Результаты исследования

Показатели эмоциональных отношений и общения

Балл.

Принятие

27

Эмпатия

21

Эмоциональная дистанция

28

Сотрудничество

25

Принятие решений

24

Конфликтность

9

Поощрение автономности

24

Показатели контроля

16

Требовательность

19

Мониторинг

22

Контроль

16

Авторитарность

18

Оказание поощрений

12

Реализация наказаний

8

Противоречивость отношений

17

Непоследовательность родителя

17

Неуверенность родителя

22

Удовлетворение потребностей ребенка

19

Неадекватность образа ребенка

20

Враждебность по отношению к супругу

8

Доброжелательность к супругу

12

Удовлетворенность отношениями

26

В отношениях матери и подростка, со стороны подростка, исходя из данных приведенных в таблице, мы видим, что взаимоотношения строятся на принятии, сотрудничестве, эмоциональная дистанция позволяет выстраивать партнерские взаимоотношения, в семье доброжелательные отношения между супругами, по мнению ребенка. Подросток может принимать сам решения, что в дальнейшей жизни ему очень пригодится. Хотя и не все потребности удовлетворены, это показывает нам шкала «удовлетворение потребности», проанализировав в тесте пункты 109,110,111,112,113,114,115,116 (см приложение), мы можем сделать выводы, что в матери ребенку нравится ее доброта и общение, что он переживает, когда ведет себя плохо, тем самым давая оценку своему поведению. А вот пропуск ответа на пункт 115,говорит о том, что подросток критично к себе относится, не видит своих хороших качеств или действий за которые его можно похвалить. Можно предположить, что ему не хватает внимания со стороны отца на основании ответа, что мама не любит когда ребенок ругается с отцом. Чтоб понять, в чем состоит проблема взаимоотношений с отцом, для этого рекомендуется провести диагностику и на взаимоотношения ребенка и отца.

На основании результатов исследования детско-родительских отношений, можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть. Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает взаимоотношения с матерью ни каких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявится проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворительно влияет на взаимоотношения, в семье.