Анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля

курсовая работа

2.1 Постановка проблемы и выбор методики исследования

Нами исследована система индивидуальных и личностных свойств студентов первого курса Липецкого государственного педагогического университета (юношей и девушек 17-18 лет в количестве 50 чел.) 2006-2007 учебного года. Исследовались студенты 4 групп:

- Инженерный профиль - 10 чел (I группа)

- Математический профиль - 15 чел (II группа)

- Социальный профиль - 10 чел. (III группа)

- Юридический профиль - 15 чел. (IV группа)

Одной из основных особенностей формирования системы индивидуальных и личностных свойств студентов высшего учебного заведения является возрастной период, определяемый в возрастной психологии как юношеский.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С.Кон и т.д.).

В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. В юношеском возрасте важнейшей составляющей жизненного плана является и профессиональное самоопределение: ни один из жизненных планов не выступает в юношеском возрасте так ярко, определенно, как профессиональный план, который действительно становится ядром, стержнем самоопределения на этом этапе.

Поэтому возникновение, формирование определенной системы ценностей личности как основного фактора, влияющего на складывающиеся мировоззренческие установки, имеет большое практическое значение.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Цель исследования: выявление особенностей влияния технического и гуманитарного обучения на индивидуальные и личностные свойства студентов.

Основные задачи:

§ определение подструктур значимых и незначимых ценностей;

§ определение статистической зависимости уровня индивидуальных и личностных свойств от профиля обучения.

Для построения ориентационной системы личности использовалась методика М. Рокича. Методика исследования включает в себя два списка наиболее актуальных жизненных ценностей: терминальные ценности (ценности-цели), инструментальные ценности (ценности-средства); в каждом списке по 18 наименований. Испытуемым предлагалось проранжировать ценности в обоих списках по степени их значимости на данный момент и их важности для достижения успеха в жизни.

Данные исследования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу. В нашем случае факторный анализ обработки данных является наиболее информативным. С помощью этого метода получены одно-, двух-, трех- и четырехфакторные модели. Более полной, отражающей личностную направленность студентов является четырехфакторная модель.

Делись добром ;)