Исследование социального самочувствия детей - воспитанников детского дома г. Бородино Красноярского края

дипломная работа

1.2 Структура и функции детского дома г. Бородино Красноярского края

Существуют труды ряда психологов и педагогов, рассматривающих вопросы развития и воспитания детей-сирот (В.В. Беляков, Т. Бурлакова, Н.П. Иванова, Г.В. Семья, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), содержащих описание деятельности детских домов. Анализ работ данных авторов, а также исследований, посвященных возможностям обучения в формировании воспитательной системы и содержащих описание деятельности детского дома (О.В. Заславская), позволили выявить структуру деятельности детского дома г.Бородино Красноярского края, представленную на рисунке.

Рис. Структура деятельности детского дома г.Бородино Красноярского края.

Система деятельности о детского дома г.Бородино Красноярского края воплощает в себе всю совокупную деятельность учреждения в трех сферах:

в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала в рамках программ музыкальной и художественной школ; самоподготовка, деятельность ребенка по самообразованию, а также его участие в работе учебных кружков);

в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка на территории и т.д.);

во внеучебной сфере (деятельность ребенка по интересам - досуговая, туристская, экологическая, социальная клубная и пр.).

Необходимо отметить тот факт, что детский дом относится к учреждениям закрытого типа. Закрытый характер детского дома г.Бородино Красноярского края оказывает негативное влияние на организацию их жизнедеятельности, во многом усугубляя проблемы в развитии воспитанников.

Здесь можно выделить следующие негативные особенности организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в детском доме г.Бородино Красноярского края, вероятно, они будут применимы и к другим учреждениям для детей-сирот:

- в условиях проживания воспитанников: отсутствие личного пространства ребенка, личных вещей; вынужденная «публичность проживания» [21] круглосуточное пребывание в коллективе общие спальни, столовые, игровые комнаты, отсутствие мест для уединения, жесткая регламентация режима проживания (сна, отдыха, приема пищи, игровой деятельности и т. п.); замкнутость в рамках одного учреждения, а внутри него - в рамках одной группы; длительное организационное существование групп воспитанников при ограниченном круге контактов;

- в организации общения: несостоятельность и неэффективность форм общения педагогов с детьми, их неадекватность проблемам воспитанников; авторитарный стиль общения на уровне «взрослыйребенок», и как следствие, на уровне «ребенокребенок»; преобладание не индивидуальной, а групповой соотнесенности к ребенку; преобладание отрицательных оценок которые чаще всего смещены в сферу дисциплинарных моментов; сочетание эмоциональной отстраненности взрослых со склонностью подавлять, навязывать свое мнение и отказывать детям в способности самим судить о различных предметах, явлениях, людях; чередование опеки и подавления в общении; обязательность общения, постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов; отсутствие в процессе педагогического общения гибкой подстройки под психику ребенка, имеющей место в семье;

- в организации воспитания: массовый коллективный «тотальный» характер воспитания; отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка; недостаточная работа по формированию игры, регламентированный характер игровой деятельности, при которой воспитатель задает правила игры и сам выступает в качестве арбитра; чрезвычайная суженность развивающей среды, малое число и однообразие объектов, с которыми действуют воспитанники, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками; недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблемы развития детей и не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи и педагогической запущенностью; недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания; низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления; нарушение прав ребенка, использование различных видов и форм насилия [3]

В результате у воспитанников изучаемого нами детского дома отмечается низкий уровень психологического комфорта. Причина этого кроется в неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности любви общении в познании с помощью взрослых окружающего мира - что приводит к различным психосоматическим заболеваниям, которыми в детских домах и школах-интернатах страдает большинство детей. Данные факторы осложняют работу по принятию ценностей детьми-сиротами в условиях детского дома.

Естественно, что главной формой устройства ребенка-сироты и основным путем решения проблем в его развитии является усыновление или передача под патронат. Под патронатом понимается «специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства» [24]. В условиях же государственных учреждений очевидна необходимость изменения подходов к их воспитанию, включая организацию деятельности по принятию воспитанниками социальных ценностей (семья, общение, дружба, Отечество и др.).

Особую роль при этом играет внеучебная деятельность. «Для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности, снижает уровень самооценки ребенка-сироты, во многом программирует его дальнейшую жизнь, становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом), внеучебная деятельность предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях» [3], способствуя успешному личностному становлению, выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками-сиротами социальных ценностей.

Основной формой организации подобной деятельности в детдоме являются кружки по интересам.

В процессе организации внеучебной деятельности по интересам (кружковой, досуговой) воспитанникам создаются условия для свободы выбора и самовыражения и в других видах деятельности.

Познавательная деятельность ребенка-сироты должна быть направлена в первую очередь на познание индивидом себя, своих психофизических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни. Она включает в себя также познание и принятие ребенком окружающего мира, развитие позитивного мироощущения (уверенности в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен), без чего невозможно успешное развитие личности [3] и принятие ею ценностей.

Вместе с тем известно, что не всякая форма внеучебной деятельности способна оказывать позитивное влияние на становление ребенка-сироты. Для того чтобы данная сфера деятельности детского дома г.Бородино Красноярского края была эффективной, необходимо создать определенные психолого-педагогические условия.

Проанализировав функции, направления работы детского дома г.Бородино Красноярского края мы пришли к выводу, что структура детского дома представлена следующими отделами:

диагностика и разработка программ социальной реабилитации;

медицинская реабилитация;

психолого-педагогическая помощь;

правовая защита;

социально-педагогическое подразделение;

организационно-методический отдел.

Рис.2. Система деятельности детского дома г.Бородино Красноярского края.

Таким образом, эти учреждение многофункционально. Оно включает не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей «особых детей» в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

Детский дом г.Бородино Красноярского края представляет собой довольно сложную организацию.

В общей системе медико-социального обслуживания тесно интегрированы различные виды медицинской помощи и меры педагогического воздействия на аномальных детей в рамках учебно-воспитательного процесса.

Сегодня необходимо обратить внимание на то, что детский дом должен быть открытым институтом образования, что влечет за собой выстраивания целой системы отношений и контактов с разными службами и государственными органами.

Система и субъекты этого взаимодействия показаны на рисунке 3.

Следует обратить внимание на направленность этих взаимодействий, они не должны быть односторонними, они наоборот должны действовать по принципу обратной связи.

Рисунок 3. Взаимодействие детского дома с социальными субъектами.

1.3 Социально-психологические особенности детей, поступающих в детский дом г.Бородино Красноярского края

Исследования девиантности занимались психологи и социологи как нашей страны так и зарубежных стран Н. Смелзер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Лемерт, Г. Беккер, Кесельман Л., Мацкевич М., П.А. Сорокин, Гумплович, Реан А.А., Фельдштейн Д.И., Шабалина В.А. и многие другие.

Девиантное (отклоняющееся) поведение -- это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание [17].

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально -- преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное -- абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях [35]

Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предметом социологии и социальной психологии.

Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения [29].

Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:

«инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

«ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);

«ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);

бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми).

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения [26].

Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. stigma -- клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности [32].

Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм -- это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

Такое разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера [31].

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи -- открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.д.

Реан А.А. пишет, что отклоняющееся поведение характеризуется системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Понятие «отклонение в поведении» следует отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка в развитии», принятых в дефектологии. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте в виде несбалансированности психических процессов, нарушения социализации, а также в виде уклонения от нравственного и этического контроля за собственным поведением. Причинами отклоняющегося поведения являются такие факторы, как относительно низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процессов формирования личности, негативное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость детей и подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентиров [32].

Проблема мотивации в поведении находится в центре внимания психологов, исследующих детерминацию развития личности с отклонениями поведения. Рассматривая мотивацию как многоуровневую, выделяют две основные проблемы: проблемы осознанного и неосознанного в мотивации подростков и проблему понимаемых и реально действующих мотивов. По результатам проведенного исследования Фельдштейн Д.И. отмечал, что среди широких социальных мотивов лучше всего осознаются мотивы самоопределения и самосовершенствования. Реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, осознаваемыми мотивами. Несовпадение реально действующих и осознаваемых мотивов мешает ребенку найти себя в учебном процессе, что создает противоречивость в мотивационной сфере [28]. Давая характеристику детей, у которых возникли отрицательные аффективные переживания, отметим, что у них возникают соответствующие формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональная неустойчивость. В свою очередь, неадекватные реакции ребенка вызывают ответные действия окружающих, подросток как бы находит оправдание своей неуспешности, видя причину неудач не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах. Другими словами, неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознании наличия у себя слабости, неумения, несостоятельности, что приводит к аффекту неадекватности.

Шабалина В.А. отмечала, что в ряде случаев наблюдаются влечения, отличающиеся извращенностью: немотивированная агрессия с жестокостью, склонность к бродяжничеству и т.д. Тяжелые формы патологических влечений: импульсивные побеги, кражи, склонность к правонарушениям (делинквентное поведение) - способствуют злоупотреблению алкоголем, наркотиками, для подростков постепенно становятся неодолимыми.

Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм является основным проявлением данной склонности в подростковом возрасте.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонением от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы -- в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего [32].

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую -- одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континуме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -- делинквентное (буквально -- преступное) поведение. Оба значения -- широкое и узкое -- одинаково употребляются в социологии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально -- «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия -- это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм [5].

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Фельдштейн Д.И. писал о том, что девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы -- отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, -- отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление может считаться представителями социальных низов нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма -- юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, -- группами риска. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую, распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством [5].

На протяжении последних десятилетий учеными-социологами не раз отмечалось, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества эти формы поведения могут приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением -- массовое чувство социальной неудовлетворенности своим положением, невостребованностью, которое приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является усиление пессимистических настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

П.А. Сорокин разделяет акты деятельности на: 1) дозволенно-должные; 2) рекомендуемые и 3) запрещаемые. К дозволенно-должным относятся такие акты, «которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями». Я должен что-то сделать, потому что этого требует закон, мои должностные обязанности и т.п. И я имею право что-то сделать в соответствии с законами и должностными инструкциями. Такие акты регламентированы и имеют вынужденный характер. Ко второй группе относятся акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное. Такие акты превышают необходимый минимум «доброго» поведения, не противоречат дозволенно-должным, не регламентированы и не обязательны. Я могу дать кому-то в долг определенную сумму денег, а могу и отказать. Акты, относящиеся к третьей группе, также добровольны, но идут вразрез с представлениями о дозволенно-должных актах и нарушают их. Они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно. В эту группу входит невыполнение должностных правил, преступления и т.п.

Трем группам актов деятельности соответствуют три основные формы реагирования на поступки. Акты, воспринимаемые как должные, оцениваются как нормальные, правильные, справедливые и не вызывают ни ненависти, ни особой любви. Рекомендуемые акты вызывают благодарность и симпатию к совершившему их человеку, желание оказать ему услугу. Реакцией на запрещенные акты становятся недружелюбие и ненависть к совершившему их, чувство отвращения и желание отомстить. «Акты рекомендуемые назовем подвигом или услугой, а реакцию на них со стороны другого, воспринимающего их именно как акты рекомендуемые, наградой. Акты запрещенные назовем преступлением, реакцию на них, понимаемых другими именно как акты запрещенные -- наказанием. Акты дозволенно-должные и вызываемую ими реакцию будем называть просто дозволенно-должными. Таким образом, получается три пары актов и вызываемых ими реакций: преступление -- наказание, подвиг -- награда, «дозволенный» акт -- «должная» реакция».

Делись добром ;)