logo
Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

Выводы

Страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Наличие страха свидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то они могут наложить негативный отпечаток на формирование его личности и создать проблемы уже во взрослой жизни.

Структура и объекты страхов детей из детских домов имеют как отличия, так и сходства со структурой и объектами страхов детей, воспитывающихся в родных семьях. Сходства в структурах страха могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Различия обусловлены прежним опытом детей и особенностями социальной ситуации развития детей и их окружением.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

2.1 Организация исследования

Данное курсовое исследование включало в себя четыре этапа:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у детей из детских домов

2. Подготовка эмпирического исследования

3. Проведение исследования

4. Анализ результатов

Анализ литературы был изложен нами в теоретической главе.

Второй этап включал в себя поиск методики выборки для исследования. Мы провели наше исследование на воспитанниках Санаторного детского дома №5. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Группа состояла из 10 мальчиков и 10 девочек. С учетом особенностей развития детей в данном возрасте для диагностики было решено использование методик «Страхи в домиках» и «Нарисуй свой страх».

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» предназначена для выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Ребенку сообщается следующая инструкция: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам". Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка, называя по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов.

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3. Страх смерти (умереть)

4. Животных и сказочных персонажей

5. Кошмарных снов, темноты

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Проективная методика «Нарисуй свой страх»

При анализе внутреннего мира ребенка необходимо учитывать его личностные особенности. В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности ребенок более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованности в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.

Методика «Нарисуй свой страх» проводится с дошкольниками и младшими школьниками. Упражнение помогает диагностировать основные страхи. Детям раздают бумагу, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки. Взрослый обращается к детям с предложением нарисовать свой страх и ему дать имя. Если ребенок отказывается рисовать страшное, то может рисовать на свободную тему. А этот факт рассматривается как дополнительный диагностический. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Исследование детей проводилось в группах по пять человек. Результаты исследования представлены в следующем параграфе.

2.2 Анализ результатов исследования

Психологическая диагностика по методике «Страхи в домиках» позволила выявить объекты и выраженность страхов у воспитанников детского дома по предъявленному им стимулу (перечень страхов в бланке вопросов). Полученные данные у мальчиков и девочек в процентном соотношении представлены в таблице.

Таблица 1. Выраженность страхов у воспитанников детского дома (%)

Объект страха

Мальчики

Девочки

Остаться одному

90

80

Нападения

60

40

Заболеть, заразиться

60

23

Умереть

99

80

Каких-то людей

60

45

Каких-то детей

20

-

Наказание

89

70

Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища, Фредди Крюгера, вампиров

80

60

Засыпать

45

30

Страшные сны

94

70

Темнота

65

40

Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

90

70

Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

35

20

Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

70

45

Высоты

40

30

Глубины

10

-

Замкнутого пространства

20

15

Воды

30

-

Огня

20

10

Пожара

70

40

Войны

60

20

Больших улиц, площадей

20

20

Врачей (кроме зубных)

50

30

Крови

40

20

Уколов

40

30

Боли

80

50

Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет

30

10

Сделать что-либо неправильно, плохо

50

20

Опоздать на занятия

70

50

Таким образом, наиболее выраженные страхи у детей в обследуемой группе: остаться одному, умереть, наказание, страшные герои, страшные сны, животные, стихийные бедствия, пожары, боль, опоздать на занятие. В итоге выделились три основные категории страхов в обследуемой группе: социальные страхи, физический ущерб, сказочные персонажи и животные. Мы предполагаем, что социальные страхи и страхи физического ущерба связаны с социальной ситуацией развития и окружением, в котором оказались дети. Отсутствие полноценных межличностных контактов с взрослыми, строгие правила дисциплины, большой коллектив детей - все это развивает в детях страхи, связанные с наказаниями, оценкой их действий. Следует отметить, что мальчики больше боятся наказания, чем девочки. Это может свидетельствовать как о большей строгости в отношениях педагогического коллектива с мальчиками, чем с девочками, так и повышенной чувствительности мальчиком к оценке их действий другими людьми.

Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.

Далее приведем таблицы, предоставляющие информацию о наличии нормативных и ненормативных страхов у детей в возрасте 6-ти, 7-ми и 8-ми лет.

Таблица 2. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 6-ти лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

Нормативные для мальчиков и девочек

Остаться в одиночестве

80

95

Нападения

80

75

Чужих людей

60

70

Врачей

100

95

Нормативные для мальчиков

Наказания

85

80

Страшных снов

60

65

Темноты

90

95

Животных

75

80

Нормативные для девочек

Высоты

70

35

Глубины

55

30

Уколов

95

60

Боли

100

Ненормативные страхи

Опоздать на занятия

60

45

Больших помещений

60

70

Пожара

75

80

Огня

75

90

Резких громких звуков

80

65

Наряду с нормативными для шестилетнего возраста страхами в данной таблице также представлены те страхи, которые также оказались выражены среди опрошенных детей данного возраста, эти страхи в свою очередь являются ненормативными. По данным таблицы № 2 мы можем сказать, что у мальчиков присутствуют все нормативные страхи данного возраста, а также сильно выражен страх уколов (являющийся нормативным страхом для девочек 6-ти лет). Возможно, что страх уколов у мальчиков и девочек связан с нахождением в условиях детского дома, где медицинский персонал постоянно находится рядом. У девочек из этой возрастной группы также выявлено большое количество страхов, наряду с нормативными возрастными страхами, пристывают также страхи наказания, кошмаров, темноты, животных, являющиеся нормативными для мальчиков данного возраста. у 60% мальчиков и 45% девочек присутствуют страх опоздать на занятия, что не является нормой данного возраста, и может свидетельствовать о строгости режима данного учреждения. Мы считаем, что данный страх является одной из особенностей страхов у детей в детских домах, ведь, скорее всего, в условиях семьи к детям не предъявляются столь высокие требования к соблюдению режима, а поддержка и забота родителей «сглаживают» страхи перед требованиями. Также у мальчиков и девочек 6-ти лет выявлены такие ненормативные страхи как страх больших помещений, пожара, огня, громких и резких звуков. В целом у детей из данной группы выявлено большое количество страхов, что также является одной из их особенностей в условиях воспитания в детском доме, где ребенок находится в ситуации депривации и формальных отношений с взрослыми.

Таблица 3. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 7-ми лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

Нормативные для мальчиков и девочек

Остаться в одиночестве

95

90

Нападения

80

90

Умереть

60

95

Высоты

50

75

Глубины

60

75

Тесного пространства

60

85

Нормативные для мальчиков

Стихийных явлений

80

90

Нормативные для девочек

Засыпать

40

80

Страшных снов

55

85

Уколов

90

95

Воды

60

75

Огня

70

90

Ненормативные страхи

Опоздать на занятия

80

70

Наказания

60

70

Пожара

75

90

Больших помещений

70

65

Врачей

90

85

Животных

70

80

Темноты

80

90

По данным, представленным в таблице №3 видно, что у детей из данной группы также присутствует большое количество страхов. Среди ненормативных страхов выявлены страх наказания, опоздать на занятия, пожара, больших помещений, врачей, животных, темноты. Таким образом, наряду с социальными ненормативными для возраста семи лет страхами (наказания, опоздать на занятия) присутствуют страхи, характерные для возраста шести лет. Это позволяет говорить о том, что дети боятся оценки со стороны взрослых, наказания. Также страхи предыдущего возрастного периода не проходят, что тоже является одной из особенностей проявления страхов у детей из детских домов, т.к. родительская депривация, отсутствие семьи, препятствует гармоничному психоэмоциональному развитию.

Таблица 4. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 8-ми лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

Нормативные для мальчиков и девочек

Наказания

90

75

Опоздать на занятия

85

75

Резких громких звуков

65

70

Нормативные для мальчиков

Бури, наводнений, землетрясений

85

70

Нормативные для девочек

Нападения

100

95

Войны

55

20

Уколов

60

95

Больших пространств

60

85

Ненормативные страхи

Врачей

80

95

Боли

80

70

Умереть

85

100

Остаться в одиночестве

75

90

Животных

55

70

Темноты

70

65

Для детей восьми лет в исследуемой группе также характерно большое наличие страхов, особенно выражены в данной группе социальные страхи и страх смерти. Мы можем отметить, что в данной группе становятся выраженными страхи, которые касаются сферы межличностных отношений. Страх быть отвергнутым и непринятым, страх насилия со стороны окружающих, обусловленные отсутствием стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей. Наряду с появившимися новыми страхами у детей восьми лет сохраняются страхи, характерные для шестилетнего возраста: страх животных, темноты. Как мы уже отмечали выше, страхи детей, воспитывающихся в детских домах, могут не соответствовать возрастным нормам, что является особенностью их проявления. Также мы видим, что у 85% мальчиков и 100% девочек присутствуют страх смерти, характерный для возраста семи лет, мы считаем, что эта особенность связана с неблагополучием внешних условий, особенно эмоциональных. Ребенок чувствует себя незащищенным и уязвимым, не имеет близких контактов со взрослыми, и возможности идентификации с ними, таким образом у него отсутствует опыт переработки этого страха, он как бы остается с ним один на один, не имея необходимой поддержки взрослых.

Таким образом, по результатам методики «Страхи в домиках» мы можем выделить следующие особенности. Наличие у детей ненормативных возрастных страхов. Большое количество социальных страхов, связанных с оценкой и боязнью быть непринятым, отвергнутым. Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.

Интерпретация методики «Нарисуй свой страх».

В начале упражнения 3 детей отказались от выполнения задания, но согласились нарисовать рисунок на свободную тему. На наш взгляд такое поведение может свидетельствовать о замкнутости, недоверии к исследователю, нежеланию говорить о своих страхах. У всех троих детей по результатам предыдущей методики выявлен страх «сделать что-нибудь неправильно». Для подтверждения каких-либо из этих предположений требуется дополнительная диагностика.

Ниже приведем несколько примеров проанализированных нами рисунков детей. детский страх депривационный

Семен З. Анализ рисунка показал наличие у ребенка высокого уровня тревожности. Мальчик долго не мог приступить к выполнению задания, сомневался в своих силах, несколько раз перерисовывал рисунок в самом начале. На рисунке изображен черный человек с острыми зубами. Характер рисунка так же говорит о тревожности и неуверенности в себе: слабый нажим, рваный прерывистый характер лини, рисунок маленький находится в правой нижней части листа, занимая око 15 % его площади. Таким образом, можем предположить, что мальчик испытывает трудности с выражением своих чувств страха, образ страха персонифицирован в образе человека.

Артем Ф. Заштриховал весь рисунок неаккуратными крупными линиями темного цвета с сильным нажимом. На вопросы о том, что изображено ответил, что это темнота, в которой прячутся монстры. Несмотря на агрессивный характер данного рисунка, мы считаем его вполне нормативным для данного возраста, т.к. он отражает боязнь темноты и сказочных персонажей. В конце мальчик достаточно спокойно разорвал свой рисунок, чтобы «победить страх».

По данным методики «Нарисуй свой страх» в группе детей получены следующие результаты: 15% детей отказались нарисовать свой страх, 25% изобразили страшных животных или сказочных персонажей, 25% заштриховали лист или сделали непонятные абстрактные рисунки, 45% рисуя свой страх, отобразили на рисунке фигуру человека. Эти данные подтверждают результаты методики «Страхи в домиках», о том, что у детей в данной группе преобладают социальные страхи, а также страхи животных или сказочных персонажей. Из всех детей также 45% нарисовали на рисунке себя, изображая свою фигуру маленькой, в темных цветах, непропорционально, в 8 рисунках из 9-ти с очень большими глазами, не предпринимающие каких-либо действий. Что может свидетельствовать о том, что страхи у детей развиты чрезмерно, о наличии чувства незащищенности, о пассивной позиции по отношению к своему чувству страха.

Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования мы выявили следующие особенности страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста из детского дома № 5: у детей преобладают социальные страхи, дети боятся быть отвергнутыми, непонятыми, одиночества, наказания; выражены также нормативные возрастные страхи связанные с животными и сказочными персонажами; выявлено наличие большого количества страхов; гендерные различия в объектах и выраженности страхов не обнаружены, дети рассказывают о своих страхах неохотно, с трудом, скованны в выражении своих эмоций. Эти данные подтверждают мысль о том, что основной причиной страхов у воспитанников детских домов является социальная депривация, поверхностность контактов с окружающими, вследствие чего возникает чувство одиночества, изолированности и незащищенности, ведь для уверенности в себе, ребенку необходимо ощущать искреннюю поддержку взрослого. Возможно, что именно этот фактор является основной причиной появления большого количества страхов у детей в других сферах жизни. Автор методики диагностики детских страхов А. И. Захаров считает, что наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния. Данные полученные в результате исследования свидетельствуют о срочной необходимости создания и внедрения психокоррекционной программы по работе со страхами у воспитанников младшего школьного возраста в данном детском доме.