Исследования индивидуальных различий людей

курсовая работа

1.4. Способность как индивидуальная особенность личности

Личность -- это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти-лем поведения и мировоззрением[9,62].

Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи-тал Б.М.Теплов, способности -- это такие индивидуально-пси-хологические особенности, которые имеют отношение к успеш-ности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природ-ной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природные предпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобла-дание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для ком-муникативных языковых способностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладание первосигнальных функций. Для му-зыкальных способностей главную роль играют лабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность и домини-рование непроизвольного уровня регуляции[7,89]

Способности -- это такие психологические особенность чело-века. от которых зависит успешность приобретения знаний, уме-ний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся[7,94]

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, по-года и т. д. окажутся благоприятными, способности человека яв-ляются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

Итак, способности--это индивидуально-психологические осо-бенности личности, являющиеся условиями успешного осуществ-ления данной деятельности и обнаруживающие различия в ди-намике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой получает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности[8,102].

Способности были охарактеризованы как индивидуально-пси-хологические особенности, т. е. такие качества, которым отличается один человек от другого.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структу-ру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее поло-жение, некоторые--вспомогательное. Так, в структуре педагоги-ческих способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комп-лекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью[3,89].

Общие способности или общие качества и явления, к исследованию которых уже приступи-ли психологи. К числу таких общих качеств лич-ности, которые в условиях конкретной деятельности могут высту-пать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы--образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих обра-зов посредством слова--сигнала сигналов.

Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует ху-дожественный тип, относительное преобладание сигнала сигна-лов--мыслительный тип, равное их представительство--сред-ний тип людей.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живо-го впечатления, эмоций. Для мыслительного типа--преоблада-ние абстракций, логических построений, теоретизирования. При-надлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное--представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к собы-тиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавля-ющее большинство художников (живописцев, скульпторов, му-зыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают усло-вия для наиболее благоприятного развития деятельности, связан-ной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, ма-тематическими выражениями и др. Легко понять, какой обшир-ный круг конкретных занятий (математика, философия, физика, языкознание и т. д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок успешности овладения деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художе-ственному типу не означает слабость интеллектуальной деятель-ности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преоб-ладании образных компонентов психики над мыслительными. Во-обще вторая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в трудовой деятельности людей яв-ляется решающей и процессы отражения человеком мира опо-средствуются его мыслями, выраженными словесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встреча-емся разве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.

Делись добром ;)