История развития психологического знания

курсовая работа

Бихевиоризм

В начале ХХ века возникает новое мощное течение в психологии - бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), утверждавшее в качестве предмета психологии поведение. Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон (1878 - 1958).

Бихевиоризм стремился внести в психологию естественно-научные критерии исследования. С точки бихевиоризма, предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения. С этой позиции, поведение - это совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды. Д.Уотсоном была представлена программа - научиться управлять поведением. Он ставил перед психологом три главные задачи: 1) выявить и описать типы реакций; 2) исследовать процесс их образования; 3) изучить законы их комбинаций, т.е. образование сложного поведения.

Тема изучения навыков, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этого течения. Был собран огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения.

Однако уже в 20-х годах стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение животных, ни поведение человека одним сочетанием наличных стимулов. Экспериментальная практика показала, что в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. В классическое учение бихевиоризма были внесены коррективы.

Бихевиоризм сыграл важную роль в развитии психологии. Он внес в психологию научную методологию. Именно благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Это проявилось во введении объективного метода исследования, основанного на регистрации и анализе событий. Благодаря этому в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Вместе с тем бихевиористы расширили класс исследуемых объектов: стало интереснее изучать поведение животных, младенцев и т.д.

Психоанализ

Наряду с бихевиоризмом и в то же самое время психологию сознания подорвал психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач - психоневролог З.Фрейд (1856 - 1939). Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, З.Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов.

З.Фрейд разработал свою собственную оригинальную систему анализа душевной жизни человека, которую он назвал психоанализом.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным, к которым относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам.

Предметом психологии в психоанализе стала динамика отношений между бессознательным и сознанием.

Идеи З.Фрейда заложили основу психоаналитического движения в психологии. Наиболее яркими представителями этого движения были: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорин, Эрих Фромм.

Значительным вкладом Юнга в психологию являются описание основных жизненных направленностей или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия, а также четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Когнитивная психология (У.Найсир, А.Пайвио, Ж.Плаже)

Когнитивная психология концентрирует все внимание на механизмах познания. Она возникает как реакция на недостатки всех психологических концепций, принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Главное внимание было обращено на изучение того, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом он использует ее при принятии решений и повседневном поведении. Важной проблемой этой психологии является проблема организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентах в процессах запоминаний и мышления.

Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности, - избирательность, определенность среды, неполнота познавательных схем и т.п.

Швейцарец Жан Плаже (1896 - 1980) - создатель одной из наиболее глубоких и влиятельных теорий развития интеллекта. Плаже изучал закономерности развития мышления у ребенка. В результате эмпирических исследований Плаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Он выделяет 4 стадии:

I стадия - до 2-х лет, детская мысль содержится в предметных действиях;

II стадия - от 2-х до 7 лет, детская мысль становится предоперациями (действия ума);

III стадия - от 7 до 11 лет, возникают конкретные операции;

IV стадия - от 11 до 18 лет, формальные операции, круг мыслей ребенка, способных строить логические и обоснованные гипотезы.

По мнению Плаже, все дети проходят эти 4 стадии развития, в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатки одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта общения с различными профессиями и таким социальным фактором, как внедрение языка и воспитания.

Делись добром ;)