logo
История развития психологического знания

1.3 Основные направления отечественной психологии

Формирование научной психологии в нашей стране, как и за рубежом, происходит во второй половине XIX века. Одним из первых создателей научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905). В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики.

Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов (начальным звеном рефлекса является не внешний механический раздражитель, а раздражитель - сигнал). И.М.Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизмов центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложили основы для исследования механизма интериоризации.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но наибольшее развитие они получили в России в учении И.П.Павлова (1859 - 1963) и В.М.Бехтерева (1857 - 1927). Трудами этих ученых в России сформировалась оригинальная психологическая школа рефлексология. В качестве исходного понятия «психологической науки» выступал рефлекс.

Павлов ввел в научный оборот понятие «условного рефлекса». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних.

Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых осуществлялись комплексные психофизиологические исследования.

В 20-30-х годах после Октябрьской революции в стране утвердился в качестве господствующей идеологии марксизм с его философским учением - диалектического и исторического материализма. Одним из первых попытку реформирования психологии на базе марксизма предпринял К.Н.Корнилов (1879 - 1967). Он стремился внедрить в психологию объективные методы исследования. Это стремление привело к созданию концепции реактологии, которая по основным принципам опиралась на бихевиоризм.

Реактология Корнилова не получила широкого распространения. Более удачная попытка развития психологии на базе марксистской методологии была предпринята Л.С.Выготским (1896 - 1934). Опираясь на эту методологию Л.С.Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

На основе идей Л.С.Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой были А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия.

Иную, чем Л.С.Выготский, попытку переосмысления истоков психики человека, его сознания на основе марксистской методологии предпринял С.Л.Рубинштейн (1889 - 1960). Он основывает свою концепцию психологии на принципе предметной деятельности. По его мнению, именно деятельность является одним из важнейшим уровней изначального практического и всегда неразрывного взаимодействия человека с миром.

С.Л.Рубинштейн отличает деятельность от поведения. По его мнению, поведение - это особая форма деятельности.

Если для Выготского главным моментом, определяющим развития психики человека, является знак, то для Рубинштейна - деятельность.

Психология, с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в результате взаимодействия человека с миром.

Идеи Л.С.Выготского и С.А.Рубинштейна активно и плодотворно развивал А.Н.Леонтьев (1903 - 1979). Основным принципом при объяснении психологического у Леонтьева служил принцип деятельности. Он ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Деятельностный подход развивал в своих работах и другой ученик Л.С.Выготского - П.Я.Гальперин (1902 - 1988). С его точки зрения, предметом психологии является не всякая деятельность, а ориентированная деятельность.

Ориентировочная деятельность человека принципиально отличается от адаптированной деятельности животного. Человек не может не учитывать общественное значение и оценок не только в отношении конкретных путей удовлетворения своих потребностей, но и в отношении самого факта, времени, места, формы и обстоятельств их удовлетворения.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория В.Н.Мясищева (1892 - 1973). По его мнению, в психологической деятельности выражается отношение человека к миру. Основные стороны психической жизни, по В.Н.Мясищеву, - психические процессы, отношения, состояния, свойства личности - неразрывно связаны и проявляются в друг друге. Система отношений представляет собой психическое ядро личности. Через противоречивые отношения, конфликт В.Н.Мясищев рассматривал неврозы.

Основателем отечественной нейропсихологии является А.Р.Лурия (1902 - 1977). Его главные теоретические и экспериментальные исследования посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций их нарушений при локальных повреждениях мозга. Эти исследования заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широкое применение в диагностических и терапевтических целях, в медицинской практике.

Важным направлением в советской психологии являлась теория установки, разработанная грузинским психологом Д.Н.Узнадзе (1886 - 1950). Он рассматривал понятие «установки» в качестве центрального объяснительного принципа деятельности и отношений личности. По Узнадзе, ни одно действие не возникает «на пустом месте». Действие предваряет установка - неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

На базе теории установки происходило изучение широкого спектра неосознаваемых психических явлений, который получили принципиально иную интерпретацию, чем трактовка бессознательного в психоанализе З.Фрейда и его последователей.