История развития психологического знания

курсовая работа

2.1 Предмет психологии

Развитие психологии со времен ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в., осуществлялось в непрерывной борьбой сменявших друг друга теорий, которые ставили перед собой разные цели и пользовались различными методами исследования. Однако почти все теории конца XIXв. и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований областью осознаваемых переживаний человека, рассматриваемых в отрыве от окружающей деятельности и практической деятельности людей. Вопрос об отношении сознания и мозга решается этими теориями преимущественно с позиций дуализма.

В рамках интроспективной психологии различие между теориями сводилось к разным характеристикам сознания со стороны его структуры, содержания, степени активности. Одна из характеристик, как правило, выделяется в качестве ведущих.

На этом основании обычно выделяют пять разновидностей идеалистической психологии сознания:

- теория элементов сознания, основоположники В.Вундт и Э. Титченер, сюда же относится Вюрцбугская школа;

- психология актов сознания, связанная с именем Франца Брентано;

- теория потока сознания, создана Уильямом Джемсом;

- гештальтпсихология - теория феноменальных полей;

- описательная психология Дильтея.

Общим для всех теорий является то, что действующего с окружающим миром, ставится сознание; в нем как бы растворяется действительное человеческое существо. Вся деятельность сводится к активности сознания.

В 1879 г. Вундтом в Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. В психологии сознания становится возможен эксперимент, который заключается в том, что исследователь создает определенные внешние условия и наблюдений, как при этом протекают процессы. Однако эти наблюдения носят специфический характер, будучи наблюдениям человека за самим собой, над собственными внутренними состояниями, чувствами, мыслями, получив название метода интроспекции («заглядывания внутрь»). Такое наблюдение было лишено главного научного требования объективности. В результате в начале XX в. под влиянием запросов развития научного объективного знания, с одной стороны, и социально - экономических требований, с другой - наметился кризис интроспективной психологии.

Во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого за основу взяли новый предмет психологической науки - им стала не психика, и не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour - «поведение»). Основоположником бихевиоризма стал Дж. Уотсон. Он видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Итак, вначале психология - наука о душе, затем психология - наука без души, и, наконец, психология - наука без сознания. Такое понимание предмета психологии привело очень быстро к следующему кризису. Из этого следует вывод, что невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения.

Бихевиористы считали, что психическое совершенство не имело отличий от материального. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего - материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи. Он основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы.

С точки зрения диалектического материализма первичным является материя; психика, сознание - это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать ни каким другим способом.

Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи, в результате ее длительной, много лет продолжающейся эволюции возникла органическая материя, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство - жизнь.

В процессе развития материи появились растения, животные, и наконец, человек с его сознанием - высочайшим порождением материи. Вся материя обладает свойством отражения являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики.

Делись добром ;)