История развития психологического знания

курсовая работа

2.2 Задачи психологии

Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые его процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования.

Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших. Строго научный подход требует не только выявление объективного закона, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать.

Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы.

В задачу психологии входит наряду с психологическими фактами и закономерностями установление механизмов психической деятельности.

Таким образом, психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

3.1 Факторы, определяющие развитие психологии

1 фактор: Логика развития психологических знаний. Он связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психики.

2 фактор: Социальная ситуация развития науки. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его.

С социальной ситуации во многом связано и появление в XVIII в. первой развернутой теории способностей, анализирующей роль биологических и социальных факторов в их происхождении и развитии. Концепция способностей, сформированная Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвещения: все люди рождаются равными, а разница в их социальном положении и реальных достижениях в жизни связана с разным обучением, разным уровнем просвещения. На этом фоне появляется психологическая теория, которая фактически отождествляется способности с уровнем выполнения конкретной деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их формирование происходит в процесс обучения.

3 фактор: Особенности личности конкретного ученого созвучность научных концепций ожиданиям общества способствует не только их распространению, но и привлечению наиболее способных, целеустремленных молодых исследователей к работе над этими теориями. Так, в средине XIX в. в России ожидания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что из двух подходов к построению психологии был выбран предложенный И.М. Сеченовым, а не Ковелиным. Это произошло потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в работе «Рефлексы головного мозга», связала психологию с популярной в то время к многообещающей физиологией, тогда как Ковелин основывал ее на философии, не имеющей объективных методов исследования.

Точно также после Первой мировой войны, показавшей, каким антирациональным и жестоким может быть человек, получили более широкое распространенные взгляды З.Фрейда, которые до этого времени рассматривались главным образом в русле клинической психологии.

Не меньше значение имеет фактор - личности ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппонирования, и некоторую защиту от критики.

Препятствием на пути создания новой теории может стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в том случае, если новая концепция встречает противодействие или непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпимость З. Фрейда явилась его причиной его конфликта с последователями, отхода от него и его теорий даже близких ученых. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать эту теорию и продолжить ее разработку в ситуации острой критики и неприятия со стороны личных психологов.

Анализ личности ученого, его биография дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуждения окружающих, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам.

Однако, несмотря на важность социальной ситуации личностью ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки.

Этот фактор тесно связан с развитием принципов психологии, изменением ее предмета и методов исследования психики.

3.2 Принципы психологии

Кроме изменения предмета, изменялись и основные принципы психологии ее связей с другими науками. Начиная с VII -VI вв. до н.э. она была ориентирована на философию, и уровень развития философских знаний главным образом влиял на психологию и ее проблемы, которые перед ней стояли. В III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанные с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривающийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем в психологии, возникновению вопросов о природе особенностей психики человека, содержание его души - к тому, что на долгое время главным вопросом стал вопрос не столько о психики вообще, сколько о психике человека.

Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной, педагогикой. Уже Пифагор показал значение математики в психологии. Платон доказал, что без математики, прежде всего геометрии, не возможно заниматься не философией, ни психологией.

С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее превращения в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда значимым параметром психологического развития как такового (например, развитие логического мышления).

Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биолог-врач, одним из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочила в период Эллинизма в работе Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль Хайсама и др.

В XIX в. после открытий Ч.Дарвина, развитие его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще больше окрепла. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и др. ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии - психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.

С середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

Точно также связь с психологией, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики. Требования педагогической практики стали еще одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику. Анализ развития психологии доказывает, что уникальность и ценность ее как науки заключается именно в межпредметном характере, в том, что она состоит и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентациях человека.

Методологические принципы психологии

Принцип детерминизма подразумевает, что все психологические явления связаны причинно - следственными отношениями, т.е., все, что происходит в нашей душе, имеет какую то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникла именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все процессы психике взаимосвязаны. Анаксагор Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, в природе в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос,…». Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека, при этом они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединил с идеей или общим понятием. отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психики является цель, к которой стремится душа, отрицая, что эта цель дается из вне. Он считал, что цель имманентно присуще вещи и связано с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Позднее, в XVII в. Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психики можно объяснить исходя из законов механики. Так появилась идея о механическом объяснении поведения человека, которая подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти двести лет.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В рамках этой теории развитии психики определяется адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психики, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям в которых оно живет. Данный закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, основан на идеи, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако, в отличие от понимания цели античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации - в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества. Психологический детерминизм так же предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности. Он описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств.

Делись добром ;)