Как развивать свою память. Упражнения для развития памяти

реферат

§ 1. Понятие, виды и свойства памяти

Сначала понятие памяти было сформировано еще древними мыслителями-философами. С появлением и развитием психологии понятие памяти стало больше относиться к психологии, чем к философии, но не утратило свой философский характер.

Поэтому для введения понятия памяти я приведу определение из философско - психологического словаря:

«Память -- одно из основных свойств нервной системы, которое выражается в способности весьма долго хранить информацию; о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения; форма психического отражения реальности, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении человеком своего опыта».

Также память является понятием, используемым в физиологии. Далее я привожу понятие памяти, которое я нашла в учебнике по физиологии:

«Память -- это способность клеток коры мозга запечатлевать, хранить и по мере необходимости воспроизводить информацию, полученную организмом в течение всей жизни. Она лежит в основе сознательной деятельности человека, фиксации условно-рефлекторных связей в мозге, является необходимым элементом процессов мышления. Для педагогов познание механизмов памяти имеет особое значение, так как успехи обучении и воспитании детей и подростков во многом определяются свойствами их памяти, являющейся одним из физиологических критериев способности ребенка к обучению. В памяти человека хранится информация, полученная с помощью органов чувств, а также бесчисленное множество программ поведения, управления органами и физиологическими системами, и поэтому границы памяти трудно определить».[1]

Это определение важно, так как оно приводится учеными Новосибирского Педагогического Университета. Оно учитывает, что память -- это физиологический процесс, зная закономерности которого, можно управлять этим процессом.

Память характеризует человека как:

индивида - представителя рода человеческого с определенными биологическими способностями запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;

субъекта деятельности, мнемические процессы которого зависят от характера взаимоотношений с окружающей средой и запоминаемым материалом (условий запоминания, места запоминаемого материала в структуре деятельности и т.д.);

личность, обладающую сознанием и самосознанием, формирующую отношения с окружающим миром и способную регулировать проявление собственных мнемических процессов;

индивидуальность, отличающуюся качественным и количественным своеобразием (неповторимостью) процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.[6]

Классификация видов памяти.

Память человека имеет множество видов, которое можно классифицировать:

по времени сохранения материала;

по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору;

по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала.

По времени сохранения материала память делится:

мгновенная: удерживает только что полученную не обработанную информацию. Это -- память-образ.

кратковременная: в ней сохраняется обобщенный образ воспринятого, она работает с установкой на последующее воспроизведение материала. В кратковременную память из мгновенной памяти попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

оперативная: рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, этот срок определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение определенной задачи.

долговременная: память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании этой памятью нередко требуется мышление и усилие воли.

Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от: ценности информации, установок человека и других факторов.[3]

Человеческая память имеет количественные и качественные характеристики, которые составляют индивидуальные различия. Скорость, прочность, длительность, точность памяти и объем запоминания -- это количественные показатели. Качественные показатели определяются доминированием сенсорных областей, в связи с чем выделяют индивидуальные виды памяти, перечисленные ниже. Наиболее встречаются зрительно-слуховая и моторно-слуховая виды памяти.

По преобладающему анализатору память делится на:

зрительную: связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов: то, что человек может себе представить, он как правило, легче запоминает и воспроизводит.

слуховую: это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, ой человек обладающей ее быстро и точно может запомнить логику рассуждения или доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

двигательную: память на движение, например, у человека с развитой двигательной памятью легче запомнить текст, который он пропишет на бумаге.

эмоциональную: память на переживания.

эйдетическую: встречается у людей со зрительно-образным восприятием. Они способны сохранять яркое, точное видение образа после однократного зрительного восприятия информации и ее короткой умственной (в основном образной) переработки. При этом возникающий зрительный образ может сохраняться длительное время и при необходимости восстанавливаться в подробных деталях, даже спустя многие годы.

осязательную, обонятельную, вкусовую и т.д.

По участию воли в процессах памяти ее делят на:

непроизвольную: в этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.

произвольную: человек ставит перед собой конкретную задачу -- выучить определенный материал, для чего ему потребуется приложить некоторые волевые усилия.[5]

Существуют еще такие виды памяти как:

логическая -- при применении которой человек пользуется своей логикой, подвергая запоминаемый материал предварительному осмыслению;

опосредованная -- она характеризуется наличием и самостоятельным использованием различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Свойства памяти

В литературе выделяют различные свойства памяти, но основными являются следующими:

Объем. Наша память может хранить очень большой объем информации. Было доказано, что среднестатистический человек использует всего 5% памяти.

Точность. Память способна запоминать даже мельчайшие детали фактов или событий, например, исторические даты, пароли, номера телефонов или другие подробности.

Воспроизведение. Люди могут очень быстро вспоминать информацию и озвучивать ее. Эта возможность позволяет нам эффективно использовать ранее полученный опыт.

Скорость запоминания. Это свойство памяти человека проявляется по-разному. Кто-то запоминает информацию гораздо быстрее остальных. Правда, быстроту запоминания можно развить.

Длительность. Пережитый опыт хранится в памяти очень долго, но не у всех. Эту характеристику также можно развить и укрепить.

Помехоустойчивость. Данное свойство памяти способно противостоять звуковому фону и концентрироваться на главной информации, которую необходимо запомнить и воспроизвести впоследствии.

Обычно большинство людей думает о памяти как об органе, от которого зависит способность запоминать и забывать. Однако память не является органом, производящим воспоминания.

Память невозможно увидеть, подвергнуть рентгеновскому обследованию или трансплантировать. В мозгу человека нельзя обнаружить место нахождения его памяти, а также установить, находится она в хорошем состоянии или плохом. Это означает, что ученым не удалось обнаружить в мозгу человека место, где хранятся воспоминания.[5]

Поэтому, когда речь идет о памяти, наиболее точной будет ссылка на запоминательную деятельность, т.е. на процесс, который развивается не только в одном органе или структуре организма. Более того, речь идет о различных структурах головного мозга, одновременно функционирующих во время психологического процесса, результатом которого будет возникновение воспоминаний. Следует упомянуть о том, что этот процесс тоже не является простым. В его осуществлении участвуют несколько связанных между собой сложных подсистем, отвечающих за производство процедуры запоминания, помимо них существуют различные типы воспоминаний и виды памяти.

Делись добром ;)