logo
Киберсоциализация личности

1.2 Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен

В истории человеческой цивилизации регулярно происходили преобразования социальных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации вследствие информационных революций. Если первую информационную революцию можно связать с изобретением и распространением письменности, когда появилась возможность по-новому передавать знания от поколения к поколению, то вторая информационная революция (середина XVI в.) закономерно была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации деятельности. Третья информационная революция (конец XIX в.) обуславливалась изобретением электричества, вследствие чего появились телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях.

Четвёртая по счёту - информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков произошедшая в 70-х годах XX века, заключавшаяся в появлении микропроцессорной техники, создании персональных компьютеров, появлении компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, развитии информационных, коммуникационных и Интернет-технологий, посредством которых оперативно передавалась и накапливалась информацию практически в любом объеме, позволила перейти человечеству на качественно новый этап эволюции - киберэволюции - и стала катализатором новых кардинальных изменений социальных структур во всем мире.

Активными пользователями Интернета в более чем 150 странах мира является свыше миллиарда человек. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10 %. Сегодня Интернет только в России (Рунет), за 15 лет своего существования, по заявлению президента РФ Дмитрия Медведева на открытии Российского Интернет-форума в 2008 году (РИФ-2008), составляет около 40 миллионов пользователей (практически 30 миллионов из которых являются активными пользователями, проводя в Интернете в среднем около часа в день). На объединенной конференции РИФ+КИБ, которая состоялась 22-24 апреля 2009 года Дмитрий Медведев отметил, что за последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все стороны нашей жизни, а на передний план вышли социальные сети и блоги. Также на данной конференции было обозначено, что одним из показателей развития Рунета был назван рост времени пользования Интернетом (в среднем около 1 часа в сутки).

Набирающие темпы процессы информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки и производства характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т.п.

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры.

С появлением всемирной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как представитель вида Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превращается в уникальный новый вид - Homo Cyberus, а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Термин киберсоциализация введён в научный оборот нами в 2005 году.

Мы определяем киберсоциализацию человека (от греч. kybernetike - «искусство управления», от греч. kybernao - «правлю рулём, управляю», от греч. КхвеснЮфзт -- «кормчий» + англ. socialization) (виртуальную компьютерную социализацию личности) как локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).

В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики представленности и влияния факторов киберпространства Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на процесс социализации личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - этим новым жизненным пространством человека.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека. Киберпространство Интернет-среды - это не только особый «срез реальности» - искусственной реальности, а правильнее сказать - виртуальной реальности (киберреальности), но действительно своеобразное новое жизненное пространство со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями коммуникативного процесса. Особенности виртуальной социализирующей среды иберпространства и позволили ввести понятие киберсоциализации (виртуальной компьютерной социализации) человека как современного психолого-педагогического феномена киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности.

Социально-педагогический аспект коммуникации в киберпространстве Интернет-среды возможно представить в соответствии с основными социально-педагогическими функциями: информационной, самоизменения, адаптивной. Рассмотрим наиболее существенные особенности киберсоциализации человека.

Очень важной особенностью киберсоциализации человека является возможность общаться в Интернет-среде в реальном времени. При этом, если по телефону можно одновременно говорить только с одним человеком, то в Интернет-среде (например, на форумах, с помощью Интернет-пейджеров или в чатах, блогах) количество коммуникантов не ограничено. «Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время обоюдно растягивается. Что обеспечивает комфортабельную и уютную «зону рефлексии». По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа. Кроме того, в Интернет-среде, не тратя время на перемещения в пространстве и без каких либо существенных материальных затрат, человек может общаться с людьми из разных уголков мира. «Сжатость географии до пространства, занимаемого компьютером на вашем столе, имеет жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями» Но эти интересы могут быть как гуманными, так и антисоциальными. В таком случае, возможность создания различных группировок в сети Интернет может иметь крайне негативные последствия, поскольку за деятельностью этих групп очень сложно уследить.

Необходимо упомянуть, что специфические возможности Интернет-коммуникации, такие как оперативность, фактическое отсутствие непосредственного восприятия партнёра/оппонента, анонимность и зачастую обличение только через текст, затрудненность эмоционального окрашивания сообщений, позволяют создавать особое пространство для общения и возможности для социализирующего влияния на личность.

Особенности жизнедеятельности (в том числе, специфика коммуникации) в киберпространстве оказывают влияние на реальную идентичность пользователей на основании того, что Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе; а также благодаря влиянию особенностей Интернет-общения на создание виртуальной личности и относительно безопасное (к тому же виртуальное) экспериментирование с идентичностью. Известно, что общение в киберпространстве обладает функциями: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической и креативной. Виртуальное общение предоставляет пользователям возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного Интернет-средой общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные (прямые) контакты: действительные, либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или инвалидность, психические заболевания. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях киберпространство Интернет-среды фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек квазисоциализируется. Тем не менее, для достаточно большого числа инвалидов подобная квазисоциализация может рассматриваться как, к сожалению, единственная альтернатива социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

Собственно, квазисоциализация человека представляется нам процессом и результатом развития и самоизменений личности (замещение её структурных элементов неадекватными (например, виртуальными) квазиэлементами) в процессе усвоения и воспроизводства не принятых обществом культур (например, субкультуры игроков в ролевые игры различных фэнтезийных миров или субкультуры скинхедов) и/или нетрадиционных для возраста, пола и статуса человека мировоззренческих установок и ценностей, поведенческих сценариев и паттернов правил жизнедеятельности, воспринимающихся человеком как норма, но в целом объективно приводящих к неадекватности приспособления и обособления как сущностных процессов социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

Также в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на всё возрастающей роли так называемого современного информационного образа жизни.

Необходимо отметить, что в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное же пространство (представленное как в целом глобальной сетью Интернет, так и конкретными виртуальными мирами online-игр) воспринимается человеком как «не настоящее» как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своём содержании опасности, не требующее обязательной ответственности за свои поступки, не создающее «стрессы на каждом шагу». Как отмечают сами пользователи Интернета (и геймеры, особенно те, кто предпочитают online-игры), в виртуальном мире им легко и свободно, в нём стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя. К сожалению, большинство пользователей Интернета, в том числе online-геймеров, проводящих всё свободное время в киберпространстве (зачастую в ущерб жизнедеятельности в реальном мире) не осознают, что, встав на путь киберсоциализации, они, к сожалению, фактически, скорее квазисоциализируются, что эта желаемая ими самореализация в виртуальном пространстве нередко является псевдосамореализацией…

Активность человека в виртуальной социализирующей среде киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включается в действие, влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У человека в процессе киберсоциализации как виртуальной компьютерной социализации, зачастую, в силу неудовлетворённости окружающей реальной действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т.д.), формируется зависимость от киберпространства, постепенно усугубляющаяся, приводящая к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Особенно это касается компьютерных игр, в особенности online-игр типа MUD (Multi User Dungeon, Dimension или Domain, русский вариант - МПМ (мульти-пользовательский мир), которые фактически стали многопользовательскими коммуникативными системами, где человек может экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить его скрытые желания, потребности и опасения. Персонаж, который человек конструирует, становится его альтер-эго и дает ему возможность действовать подобно тому референтному субъекту, которым он восхищается. А. В. Мудрик отмечает, что «компьютерная игра даёт игроку возможность ощутить себя как свой идеал» С.257]. Опираясь на созданную А.Маслоу пирамиду потребностей, можно предположить, что пользователи online-игр (впрочем, и других Интернет-ресурсов тоже) находят удовлетворение (квазиудовлетворение) собственных актуальных потребностей личности: в безопасности, принадлежности, самоуважении и, что самое главное, самоактуализации (реализовывать потенциальные возможности, принимать решения, рисковать, брать на себя ответственность и руководить людьми). Действительно, в идеальных условиях пользователи online-игр могут научиться чему-то у своих персонажей, возможно, это позволит развить человеку в условиях реальной жизнедеятельности те черты и обрести те качества личности, которыми он восхищается в своих виртуальных альтер-эго. При не совсем идеальных условиях интерактивный персонаж просто становится ещё одним способом бессознательного переживания стрессов и конфликтов реальной жизни - без изменения собственного характера и условий жизнедеятельности.

В психолого-педагогическом плане актуальными проблемами исследований становятся значительное количество негативных последствий - технострессы, компьютерофобия, кибераддикция (как нехимическая «наркотическая» зависимость от Интернета и компьютерных игр), хакерство и сужение круга интересов, некоммуникабельность и социальный аутизм как следствие патологической поглощенности использованием и применением современных информационных и коммуникационных технологий.

Вместе с тем, применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации.

Интернет-среда играет определенную (в настоящее время, по нашему мнению, одну из ключевых) роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями и воздействиями на личность. Специфика Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике педагогам, учащимся, а также администрации образовательных учреждений при создании тематических сайтов, виртуальных дискуссионных клубов и форумов, обучающих игр и фильмов и т.п.

Социализация человека в киберпространстве может быть рассмотрена как «социально-педагогический полигон» для многочисленного и относительно безопасного апробирования разных и выработки оптимальных моделей жизнедеятельности человека, так и имеющий квазисоциализирующий эффект процесс. Особое внимание в процессе киберсоциализации человека следует уделять развитию свободной личности, способной делать выбор и нести за него персональную ответственность, уважать выбор и поступки других людей, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление. Особенности коммуникации в Интернет-среде можно рассматривать как новые культурные средства, детерминирующие развитие самосознания личности.

Таким образом, необходимо принять киберпространство Интернет-среды, как относительно не зависящую от человека виртуальную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой он киберсоциализируется, научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных ресурсов, исходя из психовозрастных, гендерных, социокультурных, индивидуальных и личностных особенностей человека.