logo
Когнитивистские подходы к пониманию конфликта

2.2 Теория баланса Фрица Хайдера

Теории и рассуждения немецкого психолога Курта Левина о происхождении конфликтов стали основополагающими для теорий когнитивного соответствия, к которым относится, например, теория структурного баланса Фрица Хайдера - австрийского и, впоследствии американского психолога, являвшегося непосредственным учеником Курта Левина. Фрица Хайдера частенько называют основателем когнитивной психологии в целом.

В теории Хайдера проведен анализ соответствия системы установок человека его знаниям об установках и поведении окружающих людей. Первые положения теории были сформулированы автором в 1946 году. Книга Ф. Хайдера «Психология межличностных отношений» содержит практически полное описание его теории. В этой книге психолог проводит анализ так называемых балансных и небалансных состояний в отношениях людей и, полагая, что люди, по большей части, стремятся к достижению баланса, предлагает некоторые пути, посредством которых можно достичь баланса.

Теория структурного баланса Хайдера объясняет поведение человека тем, что каждый человек стремится к балансу и имеет потребность в том, чтобы найти и понять причины своего поведения и причины поведения окружающих людей на уровне житейской психологии. Таким образом, основным утверждением Фрица Хайдера становится утверждение о том, как важно изучать «житейскую психологию» для понимания социального поведения личности необходимо понимать житейскую психологию, то есть общие психологические знания, которые люди получают из обыденной жизни, благодаря взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

Житейская психология может быть выражена в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению человека можно судить об установках, мотивах, которыми он руководствуется.

В основе теории Хайдера лежат две основные идеи.

1. Идея баланса. Баланс - это ситуация, в которой отсутствует давление на индивида, ничто не заставляет человека менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления;

2. Идея когнитивной атрибуции. Когнитивная атрибуция представляет собой поиск достаточной причины, объясняющей поведение другого человека или собственное поведение индивида.

Хайдер рассмотрел несколько различных ситуаций, связанных с когнитивным балансом.

Так, если некому человеку Р (person) симпатичен другой человек О (other), который делает нечто X, и если это действие X положительно по мнению Р, то речь идет о балансе, состоящем из трех позитивных отношений.

В случае, если человек Р испытывает антипатию к человеку О, который делает нечто X, и если это X является отрицательным с точки зрения Р, то это будет случай баланса из трех негативных отношений.

В случае, когда О, к которому Р относится положительно, делает нечто, что Р считает отрицательным, в структуре баланса возникает небалансное состояние и, соответственно, появляется тенденция стремления к балансу.

Далее ситуация может измениться двумя путями:

· путем изменения в отношении Р к О или Х;

· путем изменения в отношении целого.

Изменения в отношениях Р могут произойти по нескольким направлениям:

а) Р начнет считать, что X не так уж и плох -- в результате будет установлен баланс из трех позитивных отношений;

б) Р будет считать, что О не так уж и хорош, таким образом получится, что «плохой О» делает «плохое X», и балансное отношение устанавливается снова.

Изменения в отношениях целого так же могут произойти несколькими путями:

а) Р начинает думать, что О в действительности не отвечает за X, следовательно действие X нельзя приписывать О, в результате чего их единство разрушается;

б)Р разрешает ситуацию путем дифференцированного взгляда на О и приходит к выводу о том, что О имеет и положительный, и отрицательные черты.

Достичь баланса можно посредством отрицательного отношения Р к «негативной» части О, которая отвечает за «плохое» действие X, и посредством хорошего отношения Р к «хорошей» части О.

На рисунке 4 представлена схема Р-О-Х Фрица Хайдера, относящаяся к теории структурного баланса, разработанной психологом. На данной схеме изображены сбалансированные и несбалансированные структуры, которые формируются из отношений, возникающих между тремя основными элементами - одним человеком, другим человеком и действием, которое совершается «другим» человеком.

Рассмотрим схему, изображенную на рисунке 4.

Рис. 4 - Схема Р-О-Х (Ф.Хайдер). К теории структурного баланса Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994. Андреева Г. М.

Для рисунка 4 приняты следующие обозначения: L-- позитивное отношение; nL-- негативное отношение, P - человек (person), O - другой человек(other), X - действие, совершаемое O.

Ситуации, рассмотренные Ф. Хайдером - типичные, стандартные. Но в реальных случаях все происходит несколько сложнее. Например, один человек (О) владеет неким предметом или качеством (Х), к которому стремится другой человек (Р). Согласно схеме, изображенной на рисунке 4, это должно благоприятствовать отношениям одного человека к другому. Однако, в реальной жизни может случиться так, что Р станет завидовать О, желая получить X, что приведет к конфликту.

В итоге можно заключить, что в случае, если Р и О стремятся к X и единство одного из них исключает единство другого, возникает конфликт.

Подобный конфликт возникает и в том случае, если Р и О стремятся избежать X, но это возможно лишь для одного из них. И еще один нетипичный вариант возникновения и развития конфликта связан с тем, что у Р и О появляется нужда в совместном, едином действии относительно X, но их отношение к X при этом отличается - Р воспринимает Х негативно, а О - позитивно. Для решения такого конфликта либо О должен отказаться от позитивного для него X, или Р должен принять негативное для себя X. При этом Хайдер указывает на то, что его примеры межличностных конфликтов сходны с типами конфликтов, разработанными К. Левиным.

Таким образом, согласно теории баланса Фрица Хайдера, возникновение конфликта связано с ситуациями, когда установить баланс невозможно из-за того, что «определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека». То есть, суть социально-психологического конфликта заключается в его определении -- это некая несогласованность системы взглядов человека и его знаний о взглядах и поведении других людей, то есть рассогласованность между системами представлений разных людей.