Когнитивистские подходы к пониманию конфликта

реферат

2.3 Теория коммуникативных актов

В дальнейшем теории Фрица Хайдера были развиты Теодором Ньюкомом, американским психологом и социологом, который в своих работах предпринял попытку перенести идеи теории баланса на область межличностного взаимодействия. Взгляды Ньюкома не получили изложения в специальной книге, и основным источником поэтому является статья, изданная в 1953 году под названием «Подход к исследованию коммуникативных актов».

Ключевое положение, разрабатываемое Ньюкомом, заключается в следующем: когда два человека положительно относятся друг к другу и создают какое-либо отношение к третьему (лицу или объекту), то, чаще всего у них развиваются схожие установки относительно этого третьего. При этом, по предположению Ньюкома, количество этих схожих установок увеличивается путем развития межличностной коммуникации. Таким образом, если в паре или группе людей появляется несогласие по отношению к какому-либо объекту, можно сделать вывод о том, что необходимость в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных действий между членами группы или пары.

Саму тенденцию к развитию схожих ориентаций Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и охарактеризовал их силу как силу связей между двумя людьми или силу их установок по отношению к третьему.

Т. Ньюком так же, как и Фриц Хайдер, рассматривает систему, состоящую из трех элементов. В данной системе воспринимающий субъект - это субъект «А», «другой» (Б) и «объект» (X).

Схема Теодора Ньюкома получила название А-Б-Х(по аналогии со схемой Р-О-Х Фрица Хайдера), данная схема представлена на рисунке 5.

Рассмотрим схему, предложенную Теодором Ньюкомом.

Рис.5. Схема А-Б-Х (Т. Ньюком) Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994. Андреева Г. М.

Рассуждения Ньюкома аналогичны рассуждениям Хайдера. А считает сходство своего отношения к Х и отношения Б к X консонансом (балансом). В результате возникает привязанность между А и Б и, наоборот, если взгляды на Х у А и Б противоположны, то появляется неприязнь между А и Б.

Для того, чтобы система пришла к консонансу (балансу, по Хайдеру) нужно развивать взаимодействие между А и Б, для сближения позиции А и Б по отношению к X. В результате этого взаимодействия система может прийти в состояние баланса.

Достижение консонанса возможно тремя способами:

1. А меняет свое отношение к X, делая его схожим с отношением Б к X;

2. Б меняет свое отношение к X, делая его схожим с отношением А к X;

3. ни А ни Б не могут изменить свое отношение к Х, каждый остается при своем мнении. Тогда для достижения консонанса необходимо менять отношение А к Б.

Таким образом, схема Ньюкома, помимо просто диагностики состояния когнитивной структуры воспринимающего субъекта, дает характеристику некоторым усилиям, которые необходимо приложить для восстановления когнитивного равновесия.

Таким образом, в отличие от модели Хайдера, модель Ньюкома была использована в практической деятельности -- эту модель применили при изучении процессов массовой коммуникации в целом, и конкретно при определении условий эффективности «убеждающего речевого воздействия» на потребителя информации, поступающей через средства массовой информации.

При практическом применении модели Ньютона был выявлен ее недостаток, который заключается в том, что модель допускает три пути достижения баланса в системе, но дает конкретного ответа на вопрос о том, какой именно путь будет применен. А ведь для эффективного воздействия на массы путем СМИ очень важно выбрать один, единственно верный путь, который обеспечит изменение позиции потребителя информации под влиянием сообщения. Необходимо, чтобы тот, кто услышит информацию, воспринял ее, услышал и стал действовать в соответствии с полученной информацией, а не просто отгородился от нее, выключив телевизор. То есть, модель Ньюкома не может преугадать, в каком направлении изменятся отношения внутри «треугольника»: приведет ли А свою систему в соответствие путем изменения отношения Б к «объекту» или изменением его отношения к коммуникатору (т.е. к А).

Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были применены не только в рамках субъективных переживаний человека как ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании нового их измерения -- когнитивного пространства. Гришина Н.В.Психология конфликта. 2-е изд. -- СПб.: Питер, 2008. -- 544 с: ил. -- (Серия «Мастера психологии»)

Делись добром ;)