logo
Анализ феномена нравственных и смысложизненных ориентаций старших подростков

1.3 Ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в условиях детского дома

В подростковом и юношеском возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привязанности в кругу семьи. Ему (или ей) очень важно знать, что его кто-то любит, кому-то он нужен такой, какой он есть. В противном случае ребенок в поисках любви может кинуться в водоворот случайных, поверхностных отношений. К сожалению, воспитанники детских домов, испытывая острую, мучительную потребность хоть в каком-то подобии любви, зачастую совершают в юности нелепые и чреватые последствиями ошибки.

Проведённые исследования в данной области показывают, что осмысленность жизни (тест СЖО Д.А. Леонтьева) у проживающих в детском доме подростков меньше. Они менее удовлетворены прошлым этапом в жизни и процесс жизни воспринимают менее интересным по сравнению со сверстниками. Но целевая ориентация у них снижена меньше. Локус контроля - Я и локус контроля - жизнь имеют более низкий показатель, т.е. они меньшей верят в возможность добиться своих целей в жизни, отчасти фаталистичны. Наиболее важными терминальными жизненными ценностями для них являются здоровье, любовь, развитие, интересная работа. Меньше всего их привлекают творчество, общественное признание, активная деятельная жизнь. Для школьников - это уверенность в себе, любовь, творчество, счастливая семейная жизнь, а не важными являются - здоровье, развлечения, жизненная мудрость, счастье других, развитие. Т.е. по ценностным ориентациям - здоровье, творчество, развитие, уверенность в себе и активная деятельная жизнь - различия наиболее выражены. Учащиеся в интернате подростки считают, что смогут достичь своих целей с помощью честности, образованности, воспитанности, независимости, для школьников таковыми являются эффективность в делах, широта взглядов, независимость, самоконтроль. Наибольшие различия в способах достижения целей подростков проявляются в честности, образованности, широте взглядов [12, с. 122-124].

В структурах смысложизненных ориентаций в ситуации субъективации жизненных целей мы наблюдаем следующие различия. В актуальной жизненной ситуации учащихся интерната структура смысложизненных ориентаций отличается незначительно: СЖО на самореализацию чуть ниже, на гедонизм чуть больше, а на частную жизнь чуть ниже. То, что эти смысложизненные ориентации для них главнее - это социально-типично. В заданной идеальной ситуации структуры СЖО мало отличаются, главными являются СЖО на гедонизм и частную жизнь. Причем, стремление к удовольствию представлено преимущественно целями, способствующими расширению социальных контактов и впечатлений («поехать на скоростной электричке», отдохнуть на курорте в Сочи»). В заданной ситуации экзистенциальной фрустрации подростки пытаются в рамках смысложизненных ориентаций на гедонизм успеть реализовать те цели, которые еще не осуществились («последний раз хорошо покушать», «сходить в компьютерный клуб»), часто это решается деструктивно («врезался в поезд и взорвался», «работал бы охранником и меня убили»). Деструктивность у школьников не присутствует, а гедонизм менее выражен. Ситуация активизации субъектности свидетельствует, что для учащихся интерната самой важной является все же ориентация на самореализацию. Для школьников это важно, но не в такой мере. Очень значительные различия в показателях ориентации на гедонизм. У подростков из детского дома они выше. В отличие от школьников в структуре смысложизненных ориентаций учащихся интерната присутствуют ориентации на стабильность и деструктивность. Вероятно, сильно выраженная социальная депривация способствует этому.

Итак, подростки из детских домов переживают свою жизнь как менее осмысленную, прошлое склонны оценивать как малопродуктивное, настоящее для них переживается как неудовлетворительное. Это приводит к тому, что в их структуре смысложизненных ориентаций постоянно присутствует ориентация на стабильность. Они не совсем уверены, но считают, что отчасти могут управлять своей жизнью, имеют некоторую свободу выбора, но нередко склонны отдаться на волю судьбе. Поэтому в сложных фрустрирующих ситуациях они предпочитают ориентации на гедонизм и деструктивность. Несмотря на то, что уровень их ответственности за свою жизнь ниже, чем у школьников, тем не менее, это может им помочь осуществить те цели в будущем, которые и придают им смысл существования. Притягивающими их смысл ценностями является здоровье, любовь, развитие, что соответствует преобладающей в их структуре СЖО на самореализацию [8, с. 78-83].

Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и в будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. Высший уровень временного аспекта самосознания может быть развит к концу подросткового или раннего юношеского возраста в условиях полноценных отношений со значимым взрослым при развитом чувстве ответственности самого подростка (или юноши). В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в детском доме чаще всего формируется личность без ответственного отношения к собственному времени жизни. Эмоциональное неблагополучие, тревога по поводу прошлого, настоящего и будущего у воспитанников детских домов имеют типичную представленность в их сознании.

Выявленная ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации сохраняются у воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме. Это ярко проявилось в особенностях формирования у них такого существенного новообразования подросткового возраста, каким является «обращенность в будущее». Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы. При сравнении временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, и подростков из массовой школы обнаружено, что временная перспектива у последних значительно глубже, чем у их сверстников из детского дома. Если для учащихся массовой школы (особенно старшего подросткового возраста) характерно большое количество мотивов, реализация которых связана с достаточно отдаленным будущим (стремление поступить в институт, обзавестись в зрелые годы семьей, достичь успехов в профессиональной деятельности и т.п.), то у воспитанников детского дома преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего (пойти поиграть в футбол, написать завтрашнюю контрольную на «4», продолжить занятия в волейбольной секции и т. п.), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически не выраженными.

Учащиеся массовой школы заметно отличаются от воспитанников детского дома тем, что их мечты, планы, желания в значительно большей степени связаны с будущим, причем подчас довольно отдаленным: они чаще говорят о своей предполагаемой профессии, о желании поступить в институт, о том, каким человеком стать [5, с. 56-58].

Отсутствие центральной, по Л. И. Божович, характеристики личности -- активности -- компенсируется у воспитанника детского дома развитыми формами реактивности: умением быстро приспособиться к любой ситуации, мгновенно реагировать на угрозу. Наблюдения за воспитанниками и беседы с ними говорят о том, что для них часто важнее и даже более ценно бывает умение не проявить себя, свою личность, а «спрятать» ее, стать незаметным, таким, как все, пассивным.

Воспитанники детских домов часто бывают несдержанными, раздражительными, не могут заставить себя выполнить какое либо дело без нажима со стороны взрослых. Однако эти явные особенности их личности и поведения не находят отражения в их «образе Я» [11, с. 88].