logo
Коммуникационная коррекция и развитие коммуникационных умений и навыков младших школьников

§ 2.1 Коммуникация, принципы, условия

Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.

Все люди - социальные по своей природе существа, и так же остро нуждаются других людях, как в пище, воде и крыше над головой. При общении, происходит усовершенствование и поддержка представление о себе. Посредством коммуникации люди узнают, что они есть, чем хороши, как люди реагируют на поведение отдельной личности.

Общение происходит ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: "Как дела?", встретив человека, с которым сидели за одной партой в прошлой четверти; "Что нового?" или просто "Привет", - так мы приветствуем знакомых. Таким образом, мы выполняем социальные обязательства. Словами "Привет, как дела?" мы подтверждаем, что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.

Через общение не только происходит знакомство с другими людьми, но и, что еще более важно, строятся взаимоотношения.

Люди общаются, чтобы обмениваться информацией. Часть информации идет через наблюдения, чтение, телевизор, а изрядную долю - через прямое общение с другими людьми. Во всех этих случаях коммуникативных действиях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и получение информации.

При общении, создается воздействие на других.

Принципы коммуникации

Коммуникация:

ь имеет цель;

ь непрерывна, относительна;

ь имеет культурные границы;

ь имеет этический аспект.

Кроме того:

ь коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознания;

ь коммуникации можно научиться.

Условия коммуникации

Ситуация межличностного общения.

Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей. Межличностная коммуникация включает в себя:

ь эффективность разговора;

ь слушание и эмоциональная реакция;

ь передача личной информации;

ь самораскрытие и обратная связь;

ь развитие, поддержание и усовершенствование взаимоотношений.

Ситуация группового принятия решений.

Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи. Для школьников примером такого рода коммуникации могут служить решение классом задания у доски на уроке.

В ситуации группового принятия решений ученики взаимодействуют, проявляется лидерские качества, выявляется умение принимать коллективное решение.

Ситуация публичного выступления.

Наиболее важная сфера общения - это выступления. В ситуации публичного выступления оратор выступает перед аудиторией в общественном месте с заранее подготовленным официальным сообщением. Все переменные коммуникации актуальны и в этой ситуации "один ко многим", но их использование в данном случае существенно отличается от других условий.

При публичном выступления школьника сосредоточение внимание происходит на следующих проблемах:

ь оценка аудитории и постановка целей;

ь организация материала;

ь произнесение речи - выученного текста;

ь виды информационного обмена и способы убеждения.

Выступление при классе организует в младшем школьнике умения владения ситуацией в социуме.

Любой человек, сознательно или неосознанно, использует некоторые навыки общения, хотя многие навыки могут и не входить в его репертуар. Независимо от полноты опыта, тщательное изучение и практика в овладении коммуникативными приемами, помогут повысить умение младших школьников общаться, что позволит им более эффективно войти в социальное общество.