§ 2.1 Коммуникация, принципы, условия
Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.
Все люди - социальные по своей природе существа, и так же остро нуждаются других людях, как в пище, воде и крыше над головой. При общении, происходит усовершенствование и поддержка представление о себе. Посредством коммуникации люди узнают, что они есть, чем хороши, как люди реагируют на поведение отдельной личности.
Общение происходит ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: "Как дела?", встретив человека, с которым сидели за одной партой в прошлой четверти; "Что нового?" или просто "Привет", - так мы приветствуем знакомых. Таким образом, мы выполняем социальные обязательства. Словами "Привет, как дела?" мы подтверждаем, что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.
Через общение не только происходит знакомство с другими людьми, но и, что еще более важно, строятся взаимоотношения.
Люди общаются, чтобы обмениваться информацией. Часть информации идет через наблюдения, чтение, телевизор, а изрядную долю - через прямое общение с другими людьми. Во всех этих случаях коммуникативных действиях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и получение информации.
При общении, создается воздействие на других.
Принципы коммуникации
Коммуникация:
ь имеет цель;
ь непрерывна, относительна;
ь имеет культурные границы;
ь имеет этический аспект.
Кроме того:
ь коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознания;
ь коммуникации можно научиться.
Условия коммуникации
Ситуация межличностного общения.
Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей. Межличностная коммуникация включает в себя:
ь эффективность разговора;
ь слушание и эмоциональная реакция;
ь передача личной информации;
ь самораскрытие и обратная связь;
ь развитие, поддержание и усовершенствование взаимоотношений.
Ситуация группового принятия решений.
Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи. Для школьников примером такого рода коммуникации могут служить решение классом задания у доски на уроке.
В ситуации группового принятия решений ученики взаимодействуют, проявляется лидерские качества, выявляется умение принимать коллективное решение.
Ситуация публичного выступления.
Наиболее важная сфера общения - это выступления. В ситуации публичного выступления оратор выступает перед аудиторией в общественном месте с заранее подготовленным официальным сообщением. Все переменные коммуникации актуальны и в этой ситуации "один ко многим", но их использование в данном случае существенно отличается от других условий.
При публичном выступления школьника сосредоточение внимание происходит на следующих проблемах:
ь оценка аудитории и постановка целей;
ь организация материала;
ь произнесение речи - выученного текста;
ь виды информационного обмена и способы убеждения.
Выступление при классе организует в младшем школьнике умения владения ситуацией в социуме.
Любой человек, сознательно или неосознанно, использует некоторые навыки общения, хотя многие навыки могут и не входить в его репертуар. Независимо от полноты опыта, тщательное изучение и практика в овладении коммуникативными приемами, помогут повысить умение младших школьников общаться, что позволит им более эффективно войти в социальное общество.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста
- § 1.1 Ребенок как субъект воспитания. Сущность и пути формирования человеческой личности
- § 1.2 Младший школьный возраст
- Глава 2. Коммуникация в нашей жизни
- § 2.1 Коммуникация, принципы, условия
- § 2.2 Особенности общения ребенка младшего школьного возраста
- § 2.3 Преодоление причин неэффективного общения
- § 2.4 Цели и задачи процесса психологической коррекции
- Глава 3. Развитие коммуникационных навыков у ребенка младшего школьного возраста
- § 3.1 Организация и проведение исследования
- § 3.2 Констатирующий эксперимент
- § 3.3 Формирующий эксперимент
- Заключение
- Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности учащихся.
- Информационно – коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников
- Необходимость формирования фонетических навыков у младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- 7.1. Информатизация внеучебной деятельности школьников
- 1.2 Развитие навыков трудолюбия у младших школьников
- Развитие умений и навыков переноса
- Коррекция заикания у младших школьников
- 8.1 Роль коммуникационных навыков в клинике
- «Коррекция тревожности у младших школьников»