Консультативная деятельность психолога в школе
1.2 Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания
Основанием развития сотрудничества учителя и психолога может служить, с одной стороны, знание истории взаимодействия педагогической практики и психологии, с другой - представление психолога о современной психологической подготовке учителя и знание учителем возможностей и функций психолога образования.
Историческая справка о взаимодействии педагогической практики и психологии.
Психологическое знание в российском обществе оказалось востребованным, прежде всего в системе образования. В 1906, 1909 гг. прошли первые съезды по педагогической психологии, а в 1910, 1913, 1916 гг. - по экспериментальной педагогике. На них шел поиск ответов на такие вопросы, как: какие меры психология как наука может предложить школьному образованию, чтобы оно соответствовало психическим возможностям ребенка; как подготовить учителя, знающего и понимающего психические особенности детей; какими методами изучать школьника и что изучать и т. п.
На протяжении всех последующих лет, вплоть до 90-х гг. прошлого века, сотрудничество педагогов и психологов развивалось в следующих направлениях:
Создание методологии, методов и методик познания развивающегося человека и взаимодействия с ним.
Наиболее значительными в разработке теоретических основ психологических исследований оказались работы М.С. Бернштейна (1930), А.П. Болтунова (1927), Л.С. Выготского (1930), С.Г. Геллерштейна (1928), А.Ф. Лазурского (1924), А.П. Нечаева (1918), С.Л. Рубинштейна (1941) и др.
Методологические дискуссии и теоретическое обоснование того или иного пути исследования школьников, как правило, сопровождались разработкой и апробацией конкретных методов и методик.
В качестве примера можно привести их краткий перечень:
Архангельский С. Тесты как метод учета и исследования педагогического процесса. -1927.
Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. - 1924, 1926.
Блонский П.П. Как изучать школьника. -1926.
Болтунов А.П. Педагогический эксперимент в массовой школе. - 1929.
Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. - 1916.
Бочкарева Т.И., Раев А.И. Методика психологического изучения личности школьника. - 1968.
Лазурский А.Ф. Об естественном эксперименте. - 1911.
Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. -1915.
Люблинская А.А. Измерительная шкала ума для поклассных испытаний школьников. - 1927.
Россолимо Г.И. План исследования детской души. -1922.
Шуберт А.М. Как изучать ребенка. - 1924.
В 50-60-е гг. XX в. идет активная разработка формирующего эксперимента, различные модификации которого включались непосредственно в процесс обучения. Ведущие психологические коллективы организуют исследования в школах, апробируя различные теоретические концепции:
теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
теорию развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.Л. Занков, Д.Б. Эльконин);
теорию программированного обучения (В.П. Беспалько, А.И. Раев);
теорию алгоритмизации обучения (Л.Н. Ланда);
коммуникативные теории обучения (А.А. Степанов, Л.П. Прессман и др.).
В 80-90-е гг. XX в. в школьную практику все более широко включаются психологические методы не только изучения и воздействия на школьника как объект обучения, но начинается практическая реализация подхода к ученику как субъекту учения и обучения.
Эта концепция обучения сформулирована еще в 40-е гг., в частности, в теории развития личности С.Л. Рубинштейна.