logo
Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

1.2 Общие причины возникновения педагогических конфликтов. Причины возникновения конфликтов типа учитель-ученик в начальной школе

конфликт педагогический ученик учитель

Одной из причин является неблагоприятная экономическая и социально - политическая обстановка в стране и регионе. Противоречия в сферах жизни страны могут отразиться на настроении и условиях работы современных учителей.

Одной из причин конфликтов может быть непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании. «Гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» четко зафиксирован в Законе Российской Федерации об образовании. Однако идея гуманизации нашла свою реализацию далеко не во всех проявлениях школьной жизни. Создается парадоксальная ситуация: учителя стали более уважительно относиться к школьникам, которые отреагировали на это довольно слабо. Возросшее уважение стимулируется лишь нормативной установкой самих учителей, а не реальной ситуацией, которая побуждала бы всех к отношениям иного рода.

Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса связано с несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся, отсутствием преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педагогических инноваций. Большое влияние на конфликтность в школе оказывает несоблюдение психолого-педагогических требований к составлению расписания, неравномерное или несправедливое распределение учебной нагрузки, классного руководства, учебных кабинетов, переполненность классов учениками.

Обновление образования, касающееся сегодня прежде всего его информационного компонента, практически неизменным оставляет сущность обучения: передача знаний, умений, навыков опирается преимущественно на отрицательные стимулы и является целостной системой принуждения к учению. Положение осложняется тем, что такое обучение воспринимается как норма большинством учителей, руководителей школ, родителей. Все это, с одной стороны, негативно влияет на творческое самочувствие педагога. С другой стороны, это притупляет познавательный интерес учащихся, не позволяет им полностью реализовать свои способности, склонности Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994. С. 52..

«Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме. Как правило, в школьном социуме формальные и неформальные отношения не бывают достаточно упорядочены. Неоптимальное сочетание единоначалия и демократических принципов управления, неравные возможности ролевого поведения участников учебно-воспитательного процесса, недостаточное развитие неформальных педагогических связей в социуме не способствуют формированию здоровых отношений в школьном коллективе.

Низкая культура общения часто приводит к школьным конфликтам. Для работников образования общение имеет особое значение. В качестве наглядной иллюстрации можно привести следующие результаты исследования, о которых пишет Л. А. Петровская: 55% опрошенных учителей обозначают свою позицию в конфликте с учащимися как «сотрудничество» и только 5% учащихся, включенных в контакт с этими учителями, характеризуют позицию своих наставников в конфликте с ними таким же образом, то есть как сотрудничающую. Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Злоупотребление одномерностью общения (только коммуникации) также является одной из причин конфликтов в школе Учитель, школа, общество // Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. С. 174.

Также одной из общих причин конфликтов является недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей. По данным социологического исследования, 18 % педагогов, время от времени конфликтующих с учениками, не удовлетворены знаниями в области психологии личности, индивидуально-возрастных особенностей детей, выражающихся в неумении найти личностный подход к ним. Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъектов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не принимаемые во внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникновению конфликтов.

Также, по моему мнению, причиной возникновения конфликтов является недостаточная ответственность за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций. Школа является моделью общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Халатное отношение педагога к разрешению проблемных ситуаций может обернуться тем, что школьники могут усвоить это неправильное поведение.

Причинами возникновения конфликтов типа учитель-ученик в начальной школе могут быть:

?неумение педагога прогнозировать поведение учащихся на уроках, нетерпимость к неожиданным поступкам, нарушающим запланированный ход урока (это вызывает раздражение и затрудняет выбор оптимального поведения и тона обращения);

?стремление педагога сохранить свой социальный статус любой ценой;

?оценивание педагогом не отдельного поступка учащегося, а его личности (эта оценка может определить дальнейшее отношение к учащемуся других учителей и сверстников, особенно в начальной школе);

?оценка учащегося с опорой на субъективное восприятие его поступка и без учета мотивов, особенностей личности, условий жизни в семье;

?неумение педагога анализировать ситуацию и стремление наказать провинившегося учащегося;

?нетерпимость педагога к определенным личностным качествам и поведению;

?личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.);

?отсутствие у учителя педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности;

?неблагоприятный психологический климат и плохая организация работы в педагогическом коллективе Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учеб. пособ.- Екатеринбург,2013.- С. 42..