Коррекционная работа по формированию сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игры

дипломная работа

1.3 Особенности становления взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

Социальная среда выступает для ребенка той действительностью, в которой, общаясь и сотрудничая с другими людьми, он овладевает человеческой культурой и готовится к самостоятельной жизни. В своем большинстве дети находятся в благоприятной социальной ситуации развития личности. Но в нашей стране ежегодно выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Немалую часть из их числа составляют дети с нарушениями развития. Основным типом детских учреждений для таких детей остаются интернаты и детские дома. Специфическая социальная среда создает и специфическую ситуацию развития личности, влияет на межличностное взаимодействие, социальным аспектом которого выступает общение. Специфичность этой социальной действительности состоит в том, что в отличие от полноценной семьи, в которой ребенок, общаясь, получает возможность делиться с родителями своими переживаниями, удовлетворять потребность в ласке, признании, в детском доме он не находит ожидаемого отклика на свои потребности в контактах со взрослыми и детьми. В условиях учреждения интернатного типа ребенку приходится довольствоваться поверхностным общением и взаимодействием. Это искажает развитие личности ребенка. Выпускники коррекционных школ-интернатов испытывают значительные трудности в социальной адаптации. В исследованиях Н.Л. Коломинского и Ж.И. Намазбаевой отмечается низкая способность умственно отсталых выпускников интернатов поддерживать отношения сотрудничества с окружающими и не вступать в конфликт с ними [20].

Отдельные вопросы особенностей общения детей, воспитывающихся вне семьи, отражены в работах А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых [38]. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию [7; 39].

Казалось бы, учитывая особенности жизни в детском учреждении интернатного типа, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако исследования В.С. Мухиной и К. Поспишиль [37] показывают, что воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, чем дети из семей. У детей-сирот отмечается агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно - неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта [13]. Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка [16].

Социальная и, прежде всего, материнская, депривация приводят к тому, что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, проявляется деформация личности, спровоцированная нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Все это приводит к возникновению серьезных проблем в сфере эмоционального развития [6].

М.К. Бардышевская выделила и охарактеризовала несколько групп детей 3-5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома, различающихся по степени эмоциональной недостаточности.

1. «Избегающие» дети: эти дети характеризуются наиболее тяжелым эмоциональным состоянием. Раннее развитие таких детей протекало в крайне неблагоприятных условиях (например, разлука с матерью отягощалась частыми и длительными периодами пребывания ребенка в больнице). Эти дети очень трудно привыкают к жизни в группе. Они не умеют общаться с другими детьми, всячески избегают общения со взрослыми, в играх проявляется агрессивная, разрушительная манера общения с игрушками. Если «избегающий» ребенок вынужден находиться рядом с другими детьми или взрослыми, то при их приближении он реагирует импульсивной агрессией, что, с одной стороны, обусловлено страхом, который не позволяет ребенку познавать новую среду, а с другой стороны - несформированностью простых способов установления контакта с окружающими. Постепенно, очень медленно, такой ребенок привыкает к взрослому, который о нем заботится, но вне контакта с ним малыш чувствует себя спокойнее. Он как бы издалека наблюдает за воспитателем, особенно за его контактами и общением с другими детьми.

В компенсации эмоциональной недостаточности у таких детей очень большую роль играет общение с эмоционально-сохранными детьми, по отношению к которым ребенок не испытывает страха. Постепенно «избегающий» ребенок переходит от агрессии к осмысленному наблюдению за другими детьми и их игрой, а затем - к попыткам подражания им.

2. «Цепляющиеся» дети: как правило, это отказные от рождения дети. Такой ребенок активно стремится к контакту со взрослым, но этот контакт носит примитивный характер: ребенок ластится к взрослому, стараясь как можно дольше оставаться в защищенном положении. Такой ребенок доверяет взрослым, даже малознакомым. Он ищет в них источник эмоционального тепла и защиты. Но такой ребенок только цепляется за взрослого, не используя другие способы влияния на него. Ему еще не доступны более сложные способы тактильного контакта (обнимание, поглаживание, целование, плач).

Делись добром ;)