Коррекция агрессивного поведения подростков
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество нуждается в жизнеспособном поколении, сочетающем в себе нравственные качества личности, гуманистические установки, творческие способности, направленные на преобразование себя и окружающей его социальной среды. Однако в условиях кризисной ситуации нашего общества первого десятилетия XXI века неустойчивая социальная, экономическая обстановка обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников, как социальной категории общества наиболее подверженной влиянию окружающих. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая тревожность, но и агрессивность.
Социальный, психологический и нейрофизиологический факторы выступают причиной агрессивного поведения детей, в частности подростков. Встает вопрос изучения условий возникновения агрессивного поведения школьников. Агрессивное поведение - это своего рода поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Агрессивное поведение проявляется в отступлении индивида от социальных требований, при котором происходят ценностные деформации личности, нарушается социально-адаптированное поведение, формируются дефекты волевой саморегуляции и нравственного сознания личности Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? // Социологические исследования. - 2001. - №2. - С. 134..
Проблема предупреждения агрессивного поведения школьников является предметом изучения не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике и психологии. Теория социального научения рассматривает агрессию как явление социальное, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения (бихевиоральные теории). Представители данной теории (А.Бандура, Берковитц, А.Басе) считают, что агрессию, проявляющуюся только в соответствующих социальных условиях, возможно предотвратить, взяв ее под педагогический контроль Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Владос, 1999. С. 31..
Целью данной работы является рассмотрение агрессивного поведения у подростков и характеристика педагогики поведения.
Задачами работы стали:
Определение причин агрессивного поведения подростков.
Характеристика психологии поведения подростков.
Выявление возрастной категории риска.
Помощь подросткам со стороны старшего поколения.
Рекомендации по выходу из ситуации.
Объект исследования - агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования - коррекция агрессивного поведения подростков.
Методологической и теоретической основой нашего исследования выступили:
исследования отечественных психологов в области психического развития подростков;
взгляды на сущность и специфику подростковой агрессии.
В ходе исследования использовались следующие методы:
анализ философской, психологической, педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования,
концептуального анализа ранее выполненных исследований по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования отдельных положений и рекомендаций работы в качестве методологических материалов для подготовки учебных курсов по психологии и педагогике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.