Коррекция агрессивного поведения подростков

курсовая работа

§2. Рекомендации по выходу из ситуации

Основная задача социальных институтов, в том числе школы, - приобщить человека к культуре общества, в котором он живет. Отсюда можно сделать следующий вывод: пренебрежение человеком общественной культуры, невыполнение общественных требований, установленных социумом, и есть признаки неадаптированности личности к обществу и его культуре, ведущие к агрессивному поведению Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. / Под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. С. 72.. Важным направлением работы мы считаем осознание и проявление в ходе работы личностной стратегии поведения (самоизменение), а не просто передачу (тиражирование) «готового навыка». Поэтому можно обозначить наш подход к проблеме агрессивного поведения как личностно-ориентированный.

Цель школы - помочь подросткам в процессе социализации через спонтанную социально-ролевую игру, организованную на различных уроках (истории, литературы, правоведения, иностранного языка) как модель отношений с другими субъектами общества в условиях общеобразовательных учреждений Руденский Е.В. Психология неадаптивного развития личности. Введение в патопсихопедагогику. Новосибирск: Изд-во Ин-та психологии личности, 2001.. Выполняя в воображаемых (виртуальных) ситуациях те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, подросток начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни, получая при этом новый социально-культурный опыт, обучаясь контролировать свое поведение и не допускать проявлений агрессии.

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом агрессивного поведения - ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.

Раннее половое созревание мальчиков особенно если физическое развитие опережает психологическое, опасно ранними половыми связями и тесно связанными с ними заболеваниями или беременностями столь же рано сформировавшихся подруг. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость - направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения Држевецкая И.А. Биологические ритмы и их значение для учебной и трудовой деятельности. Ставрополь: Здоровье, 1990. .

Подростковый возраст - это период самого глубокого кризиса становления личности взрослеющего человека. Стремление к более гармоничному и реалистичному функционированию, согласно гуманистической концепции развития, возможно только в контексте социальных ценностей, репрезентирующихся в установлении достаточно прочных положительных межличностных связей Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. / Под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. С. 76.. По итогам первичной диагностики, выявив определенные проблемы в межличностных отношениях, а именно высокую степень неадаптивного поведения, учитель с помощью психолога должен разработать методы работы с подростком, склонным к агрессии. Одной из распространенных методик, применимой ко многим предметам, является социально-педагогическая программа «Учимся жить играя».

Такие уроки представляют собой следующую структуру: зачин-приветствие, разогрев, упражнение, дискуссия, заключительный этап, домашнее задание Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособ. для вузов. М.: Академия, 2000. .

Программа выделяет следующие этапы психопедагогического воздействия на формирование личности подростка: подготовительно-релаксический (подготовка психофизики к артпедагогическому воздействию, избавление от негативных эмоций); приобретение нового телесного опыта (снятие физических зажимов, управление своим дыханием); художественно-игровой (собственное разыгрывание жизненных ситуаций в спонтанной игре); социометрический (практическое применение нового социального опыта, расширение жизненного репертуара подростка, усвоение новых социальных ролей) Там же. .

Цель первого подготовительного этапа - эмоциональное раскрепощение участников педагогического процесса. Цель второго этапа - приобретение нового телесного опыта через пластический и речевой тренинг. Цель третьего этапа - приобретение практических навыков межличностных отношений через разыгрывание жизненных ситуаций (школа Э. Берна, психодрама Дж. Морено). Цель четвертого этапа - практическое применение нового социального опыта.

Использование этих средств в психолого-педагогической деятельности средней общеобразовательной школы обогащает рефлексивный опыт личности подростка, развивает у него эмпатию, способствует интенсификации деятельности адаптационных механизмов личности, а также обеспечивает процесс успешной коммуникативной самореализации личности за счет выработки эффективных способов коммуникативного реагирования на различные жизненные ситуации, в том числе речевые (ситуативно-поведенческие).

Коммуникативно-речевая игра позволяет:

осуществить поиск эффективных форм коммуникативного взаимодействия в рамках кооперации, демонстрировать недостатки уже имеющихся стереотипов;

закрепить ведущие к успеху модели коммуникативного поведения, цель которых - психологически нормальные контакты с другими людьми;

активизировать механизм коммуникативной самореализации личности;

развить коммуникативно-речевые умения;

обогатить рефлексивный опыт личности в сфере общения;

развить эмпатию через совершенствование способностей к децентрации и идентификации.

Коммуникативно-речевая игра инициирует у ребенка осознание связи своего «Я» с другими людьми. В процессе коммуникативной игры подросток учится соизмерять свои речевые действия с особенностями личности партнера по игре и условиями игры, а также развивает коммуникативно-значимые качества личности, такие как эмпатия и рефлексия. А.А. Бодалев отмечает, что наличие именно этих психических качеств у подростка является «важнейшим условием освобождения от мешающих свободному активному общению психологических «зажимов»» Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. .

Развитие коммуникативно-речевых умений позволяет увеличить адаптационные возможности личности подростка, он успешно организовывает свое поведение в различных психотравмирующих ситуациях речи за счет выработки адекватных, эффективных способов реагирования на них. Также развитие коммуникативных умений дает мощный стимул к дальнейшему самосовершенствованию подростка с акцентуацией характера, запускает механизмы его самокоррекции и саморазвития.

Цель всех встреч - дать подросткам новый опыт межличностного общения для них в коллективе в новом социальном статусе. Таким образом, подростки могут опробовать различные способы поведения человека через разыгрывание социальных ролей, что позволит проявить себя через спонтанность игры и научиться лучше разбираться в своих чувствах, высказывать свое мнение, выслушивать и уважать мнение других людей, что в свою очередь поможет подросткам «группы риска социальной адаптации» перейти к адаптивному поведению.

Делись добром ;)