Коррекция детских страхов методами арт-терапии

дипломная работа

1.1 Понятие "страха" в психолого-педагогических исследованиях. Причины возникновения детских страхов

В настоящее время проблемы детских страхов исследуются множеством ученых, что обусловлено тем, что наличие страхов может явиться причиной нарушения личностного развития в дошкольный период. Ученые разных наук неоднократно предпринимали попытки дать трактовку понятию "страх".

Так, З. Фрейд в качестве страха рассматривал состояние аффекта, объединение соответствующих ощущений с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия. По мнению Овчаровой, страх является эмоциональным отражением в сознании индивида конкретной угрозы для жизни и благополучия. Согласно Ю. А. Неймеру, А. В. Петровскому, М. Г. Ярошевскому, страх можно определить в качестве эмоционального состояния, формирующегося в ситуациях угрозы биологическому либо социальному существованию, ориентированное на источник опасности, действительной или воображаемой [25, с. 548].

А. И. Захаров страх считал фундаментальной эмоцией, вырабатывающейся на воздействие потенциально угрожающего стимула, ученым страх рассматривался в качестве естественного сопровождения развития человека. А. И. Захаров классифицировал страхи по характеру (природные, социальные, ситуативные, личностные), по степени реальности (реальные и воображаемые), по степени интенсивности (острые и хронические). Согласно Г. Крайгу, страх является эмоцией, способствующей научению, если проявляется в мягкой форме.

К. Изард, А. И. Захаров, М. И. Чистякова, П. Дако, Л. С. Выготский рассматривали страх как одну из сильнейших эмоций человека. Эмоция страха обусловлена защитным характером, основана на самосохранении [25, с. 548]. И. П. Павлов страх считал проявлением естественного рефлекса, как пассивно-оборонительную реакцию.

Позитивные функции страха отмечают такие исследователи, как В. И. Орлов, Е. И. Рогов, И. Н. Степанова. В. И. Орлов указывал на то, что страх наделен охранительной и регуляторной функцией, а Е. И. Рогов не признавал вредность страха для человека, и указывал на способности страха регулировать деятельность и поведение человека. По мнению И. Н. Степановой, страх является средством познания окружающей реальности, способствует формированию избирательно-критического отношения к окружающему, играет социализирующую роль в личностном формировании.

Философско-психологический уровень рассмотрения проблемы "страхов" (А. Кемпински, Р. Мэй, Ч. Спилбергер, М. Хайдегер, К. Ясперс) ориентирован на рассмотрение страха в контексте экзистенционализма. И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, У. Джеймсом, Г. К. Ланге в рамках психофизиологического уровня производился анализ механизмов возникновения страха во его взаимосвязи с психической и психофизической активностью. С точки зрения психолого-педагогического уровня страх рассматривается в изучении влияния негативных эмоциональных состояний на протекание психических процессов в условиях учебно-воспитательной деятельности - Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, А. А. Реан и др. [8, с. 37-38].

Феномен страха многие исследователи относят к классу эмоциональных явлений. Э. Клаперед, П. М. Яклбсон страх рассматривают в качестве чувства, П. М. Вильсон, Д. Риттер - как эмоцию, аффект, Ж. Ньюттен - как мотивацию; Л. А. Корпенко, В. А. Петренко - как эмоциональное состояние; А. М. Прихожан - как аффективно-личностное образование.

Теоретический анализ источников позволил выделить следующие подходы к определению "страха":

- страх представляет собой целостность, служащую структурообразующей жизнедеятельности (В. М. Бехтерев, П. Ф. Каптерев, Н. С. Ежкова);

- страх как форма оценки ситуации, тип отношения к миру, поведенческий акт отношений и оценки, способствующий формированию личностных качеств (А. И. Белоусов, В. В. Зеньковский, К. Д. Ушинский);

- страх как фактор, определяющий эффективность воспитательно-образовательного процесса (Н. И. Новиков, П. Ф. Каптерев, В. А. Левин);

- страх как средство воспитания (Н. И. Пирогов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский и др.) [8, с. 37-38].

По мнению А. И. Захарова, страхи подразделяются на естественные, связанные с возрастным периодом, характеризующиеся кратковременностью, не оказывающие воздействия на характер поведения и взаимоотношения индивида и на патологические - сопровождающиеся непроизвольностью, длительным характером, оказывающими негативное влияние на взаимоотношения и поведение личности, что создает предпосылки для заострения возрастных страхов [15]. Кроме того, реальные и острые страхи обусловлены ситуационными воздействиями, а хронические - личностными особенностями. Генезис страха предопределен реальным воздействием потенциально опасных факторов как их предвосхищение. Характер угрозы, интенсивность и специфика переживания детерминируют вариации страха в виде диапазона оттенков, представленных опасениями, боязнью, испугами, ужасом. В ситуации неопределенности опасности возникающее состояние характеризуется как тревога.

Продуктивен подход к пониманию тревожности и проблеме различения тревоги и страха с позиции введенного известным отечественным психиатром Ф. Б. Березиным понятия «явления тревожного ряда» [6]. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху [6].

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребенка претерпевает существенные изменения ввиду дифференциации отдельных характеристик. Возрастную динамику эмоционального развития определяют эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на разных этапах онтогенеза: ситуативная вариативность эмоционального реагирования, расширение ряда эмоциональных модальностей.

В дошкольном возрасте тревожность проистекает в результате фрустрации потребности в надежности и защищенности со стороны ближайшего окружения, отражая неудовлетворенность именно данной потребности, являющейся ведущей в данном возрасте. В дошкольном возрасте наиболее частыми являются переживания страхов, в результате формирования которых наиболее угрожаемым образом является эмоционально насыщенный конкретизированный образ, характеризующийся зачастую фантастическим и иррациональным характером (страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ и т.д.) [23, с. 10].

Закрепление и усиление страха происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует их увеличению и сохранению [47].

Страхи имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в его источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенные страхи большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы. Это являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей [21, c.23].

С позиций социального подхода, ориентированного на средовые факторы, обусловливающие причины страхов, неправильное воспитание в семье и неблагоприятные отношения с родителями служат ведущими для возникновения у ребенка страхов. Особенно при отвержении матерью ребенка у него формируется страх быть отвергнутым вследствие невозможности удовлетворения потребности в любви и ласке. Причиной возникновения страхов может служить и неправильный тип воспитания - гиперпротекция, гипопротекция, большое количество ограничений и санкций и т.д. Родители зачастую культивируют "правильность" поведения: отношение к ребенку может включать жесткий контроль, регламентированные нормы и правила, отступление от которых может повлечь наказание. В таком случае поведение ребенка обусловлено страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми [33, с. 37]. Страхи могут быть спровоцированы и отсрочкой подкрепления, что вызывает состояние неуверенности [42, с 42].

Причиной возникновения страхов может послужить и смена социального окружения, изменение окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. Следствием страхов может стать и личностная тревожность матери, которая устанавливает симбиотические отношения с ребенком, стараясь оградить ребенка от потенциальных жизненных трудностей и воображаемых опасностей. В итоге ребенок начинает испытывать страх при отсутствии матери. Источником возникновения страхов у детей является расхождение между положением, занимаемым ребенком в коллективе сверстников, и тем положением, которое он стремится занять. Поэтому нарушения социального статуса также служат причиной страхов.

Старшие дошкольники отличаются превалированием социальных страхов, выражающихся угрозой благополучию ребенка в контексте его взаимоотношений с окружающей средой. Ведущим страхом в этом возрасте является страх несоответствия общественным требованиям микро- и макросоциального окружения.

Переживания в форме конкретизированных страхов характеризуется недифференцированным ожиданием неблагополучия. Дети дошкольного возраста испытывают страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых страшных существ. Ситуативные страхи у детей могут быть спровоцированы ситуациями разлуки с родителями, изменением привычной обстановки, и т.д. [49].

Наличие страхов у детей дошкольного возраста свидетельствует, по мнению Г. Эберлейна, о неспособности детей контролировать собственные чувства. А.И. Захаровым охарактеризованы факторы, связанные с возникновением детских страхов:

- наличие страхов у родителей;

- проявление родителями тревожности в отношениях с ребенком, чрезмерное предохранение его от опасностей, изоляция от коммуникаций;

- ранняя рационализация чувств ребенка, связанная с чрезмерной принципиальностью родителей либо их эмоциональным неприятием;

- конфликтные взаимодействия между родителями ребенка;

- наличие чрезмерного количества запретов либо полное предоставление свободы ребенку со стороны родителей, наличие нереализуемых угроз;

- отсутствие ролевой идентификации с родителем;

- психические травмы, способствующие повышенной чувствительности к различным страхам;

- психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и родителями [16].

Согласно М. Кузьминой, среди причин возникновения страхов и тревожности у детей в семье, можно выделить следующие:

- традиционализм семейных отношений - в данном случае взаимоотношения родителей с ребенком основаны на принципах "должен" и "обязан", что выражается в прямых посылах и угрозах по отношению к ребенку;

- недоверие родителей к ребенку;

- отчужденность родителей - многие родители часто ездят отдыхать без детей, в результате ребенок ощущает себя ненужным, брошенным, развивается страх одиночества;

- изменчивость воспитательных требований - часто непоследовательность как родителей, так и воспитателей, а также эмоциональная лабильность взрослых порождают возникновение у ребенка растерянности и тревоги;

- ситуации соперничества и конкуренции - часто вызывают тревожность у детей, поскольку дети стремятся любыми путями добиться высоких результатов;

- ситуация повышенной ответственности - при этом тревога формируется в результате боязни ребенка не оправдать надежды взрослых и быть по этой причине отвергнутыми;

- уход ребенка в мир фантазий, рассматриваемому им как психологическое убежище, в котором разрешаются неразрешимые конфликты, удовлетворяются нереализованные потребности [36].

Основными страхами дошкольников младшего дошкольного возраста являются страхи разлуки с родителями, страхи темноты, страхи одиночества, страхи медицинского характера и т.д. Страхи способны оказывать негативное воздействие на развитие эмоциональной сферы ребенка. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воздействия негативных психологических воздействий, возникающие страхи могут приобретать патологическую форму. Т. П. Симпсоном старший дошкольный возраст охарактеризован как "колыбель неврозов". Согласно А. С. Устиновой источником внушенных страхов у детей служат окружающие их взрослые. В качестве причин страха можно отметить активную работу воображения. По К. Хорни закрепление страхов и тревоги взаимосвязано к депривацией ведущих возрастных потребностей, приобретающих гипертрофированный характер [47].

В современной психологии приводится классификация страхов на навязчивые, бредовые и сверхценные. Среди навязчивых детских страхов можно отметить страх высоты, боязнь открытых и закрытых пространств и т.д., все они обусловлены страхом перед обстоятельствами конкретных ситуаций. Бредовые страхи беспричинны, и свидетельствуют об отклонениях в психике ребенка. Сверхценные страхи зачастую первоначально соответствуют определенной ситуации, впоследствии становятся особо значимыми, и самым распространенным страхом у старших дошкольников является страх смерти, проявляясь опосредованно, через другие страхи. Это также и страхи темноты, страхи сказочных персонажей, страхи нападения, воды, огня, боли и резких звуков [2, с. 58].

Возникновению страхов, согласно П. П. Петровой, у детей могут различные причины: отсутствие различных игр среди сверстников, гиперсоциализированная забота матери, воспитание ребенка в неполной семье; склонность старших дошкольников к идентификации себя с родителем того же пола; наличие страхов у родителей; наличие единственного ребенка в семье, находящегося в более тесном контакте с родителями [36].

К. Ясперс соотносит страх с определенным объектом или предметом, в то время как тревога ощущается в отсутствии взаимосвязи со стимулом - "свободно плавающая тревога" [47]. Соответственно, тревога, выступая в форме неопредмеченного страха, способна приобретать уже форму экзистенциальных страхов которые, в свою очередь, способствуют образованию предметных страхов: адекватных (функциональных, адаптивных) и неадекватных (дисфункциональных, дезадаптивных). Неадекватные страхи представлены воображаемыми и внушенными - мнимыми, не связанными с реальными опасностями. Источником внушенных страхов могут стать значимые взрослые и сверстники. Персонажи воображаемых страхов имеют ритуальные формы своей нейтрализации, вовлекая ребенка в процесс борьбы со страхом. Внушенные страхи не основаны на нейтрализации, поэтому ребенок выступает пассивной жертвой неконтролируемого страха. Страх заражения, по А. И. Захарову, является внушенным, и служит источником повышенной чувствительности к экзистенциальному страху смерти, эмоциональной реакцией ребенка на внушенную угрозу [36, с. 10].

В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются способности к сопереживанию, планированию действий и предвосхищению, что опосредует усложнение психологической структуры страхов. В этом возрасте возникают социальные страхи, основанные на осознании собственной роли в социуме. Страхи могут возникать и как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением, воспитания в конфликтных семьях, при наличии асоциального поведения родителей, неприятии ребенка в семье, излишней требовательности родителей, постоянных угрозах и запугиваниях со стороны родителей.

Делись добром ;)