Коррекция детской агрессивности

курсовая работа

2.2 Организация работы по коррекции агрессивности у детей младшего дошкольного возраста

Целью формирующего этапа мы определили организовать работу по коррекции агрессивности детей младшего дошкольного возраста с использованием метода визуализации. Данная форма коррекции агрессивности считается достаточно продуктивной, поскольку она дает возможность переключить внимание ребенка на другой вид деятельности. Визуализация предназначена для влияния на эмоциональное состояние детей, а также для успокоения, расслабления и улучшения настроения. Они были предложены детям в адаптированном виде. Следует отметить то, что в некоторых из них отчетливо выражен суггестивный компонент. В других - нет. Во время использования данного метода принимало участие 15 детей возрастом от 3 до 4 лет. Перед началом применения дети получили следующий инструктаж: им было предложено сесть поудобнее, при этом руки и ноги не должны соприкасаться, по возможности глаза нужно было закрыть и внимательно послушать текст.

Тексты, которые использовались во время применения метода визуализации, были следующими:

Прогулка в горах

Представь, что ты стоишь у каменистого подножия высокой горы, в тени ее склона. Вокруг - только редкая поросль невысоких деревьев со скудными кронами.

Узкая тропинка, усыпанная мелкими камнями, ведет далеко вверх. Проходя по этой дорожке, ты замечаешь множество маленьких, но очень душистых цветов. И ты вдыхаешь приятный сладковатый аромат горных фиалок, терпкий, тягучий запах лаванды. Солнечные лучи касаются цветов теплом нежных лепестков и играют бликами различных оттенков: от голубого до сиреневато-синего. Они приносят расслабление и успокоение.

По мере того как ты поднимаешься, легкий ветерок обдувает твое лицо. Ты полной грудью вдыхаешь приятный целебный горный воздух. С каждым шагом чувство радости от предвкушения чего-то нового, желанного наполняет тебя. Походка становится легкой, летящей. Такое впечатление, что твои ноги едва касаются земли.

И вот, последний шаг, и ты оказываешься на самой вершине горы, тебя освещает яркий, безбрежный свет. Ты ощущаешь полное доверие к этому месту. Яркий свет обнимает тебя, и ты ощущаешь его необыкновенную силу.

Огромное чувство любви, радости и безопасности охватывает и переполняет тебя. Ты сливаешься с этим светом. Теперь ты сам - свет: яркий, безмятежный, излучающий жизненную энергию.

Летний дождь

Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга.

Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильней и сильней. Солнце закрыла череда грозовых туч.

Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила, твоя энергия.

Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.

Ты видишь, как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным.

Подъем на гору

Ты видишь себя в долине. Неподалеку от тебя высится большая гора, и ее вид вызывает у тебя чувство приподнятости. Ты чувствуешь, что тебе необходимо подняться на эту гору.

Ты подходишь к началу крутой тропы, ведущей вверх, и начинаешь медленно подниматься по ней.

Ты идешь медленно и впитываешь все, что видят глаза: склон, камни, деревья, кустарники.

Постепенно ты начинаешь ощущать, как накапливается усталость в мышцах тела, особенно в мышцах ног, но по-прежнему продолжаешь подниматься.

Тропа заканчивается, перед тобой только вершина и каменный склон, по которому можно добраться до нее. вы продолжаешь подниматься, карабкаясь по камням. Склон становится все круче и круче, и тебе постоянно приходится помогать себе руками.

Ты продолжаешь подниматься, воздух становится более прохладным и разреженным. Ты поднялся уже очень высоко, до уровня облаков. Они уже окружили тебя, и ты не видишь ничего, кроме обволакивающей белой дымки.

Путь все труднее, ты медленно и осторожно поднимаешься, хватаясь руками за камни. Дыхание становится более частым.

Облака рассеиваются, ты поднялся уже очень высоко, воздух становится еще холоднее. Однако ты чувствуешь себя хорошо.

Ты поднялся на вершину, тебя охватывает чувство радости и необычайного подъема. Ты осматриваешься вокруг, смотришь вниз и видишь долину, из которой начинал свой путь. Тебя охватывает чувство радости и гордости, ощущение успешно пройденного пути и удовлетворение от того, что ты достиг намеченной цели. Запомни эти ощущения.

Теперь медленно и спокойно спускайся. Спуск проходит быстро и гладко, и вот уже ты стоишь внизу, по-прежнему сохраняя чувство радости от достижения цели и ощущение победы над собой и обстоятельствами. Запомни это чувства.

После нескольких применений метода визуализации было замечено, то дети, которые ранее отличались агрессивностью (в исследуемом детском коллективе среди таких детей стоит отметить Березову Валентину, Владимирова Алексея, Ершикова Андрея и Михальского Дмитриия), стали немного спокойнее и уравновешеннее.

В завершении формирующего этапа мы провели ряд игр, направленных на снятие эмоционального напряжения. Учитывая то, что основное значение игры состоит в отреагировании страхов и агрессивности, улучшении процесса принятия и проигрывания ролей, преодолении психологических барьеров общения, вначале мы провели игры на темы, предлагаемые только детьми. Они сами придумывали сценарии, при этом можно использовали в качестве таковых рассказы, сочиненные ими на предыдущем этапе. Такая тактика способствовала развитию инициативы ребят, естественности и взаимодействия, лучшему вхождению в игровой образ. Уже на этом этапе мы ввели элементы арттерапии, попросив детей вылепить или нарисовать отдельные ситуации или персонажей рассказов.

Затем мы разыграли сюжеты сказок, ситуаций из жизни, которые происходили или могут произойти в другое время, в другом месте и с другими людьми. Особым успехом пользовались ситуации - "Необитаемый остров", "Праздник" и "Осада крепости". Продолжительность игр для испытуемых дошкольников не превышала 30 минут. Завершение игры осуществили серией подвижных тренинговых упражнений: "Деление по признаку", "Отправление поезда", "Прорвись в круг", "Догнать идущего впереди", "Маневровый паровоз" и т.д. Руководство игрой предоставили детям. При этом взрослые участвовали наряду со всеми, не прерывая детей и не делая им замечаний (безусловно, при условии, что они не проявляют агрессивных тенденций, излишней авторитарности или умаления достоинства других). Сначала предложили свои сценарии игр наряду со всеми, но подавали их в определенном порядке: сначала сказки, затем условные, стереотипные ситуации (человек не сдержал слово, помог незнакомому, защитил слабого, ошибся, испугался и пр.), и потом - реальные ситуации, происходившие с участниками группы (не сообщая, разумеется, имени того, кто является реальным прототипом). Когда наступала очередь разыгрывать ситуации, на главные роли назначали самых слабых, изолированных, неуверенных или отвергаемых детей, предоставляя им возможность попробовать себя в тех ролях, которые они никогда не выполняют в жизни. Обсуждение было заключительным этапом групповой работы по коррекции агрессивности. Поскольку его значение в группе младших дошкольников значительно меньше, поэтому на него было отведено около 15 минут.

Стоит отметить то, что дети, которые принимали участие в играх, по-разному относились к данному виду занятия. Дополнительный игровой материал, а также результаты отношения детей младшего возраста к играм обобщены в приложении 4.

Делись добром ;)