Креативность - определение, феноменология, структура

курсовая работа

Заключение

В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была изучена креативность, ее определения, феноменология, структура.

В результате проведенного теоретико-позновательного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Исследование феномена креативности началось с анализа творческого продукта, развития такой науки как психология творчества и изучения творческого процесса.

В отечественных исследованиях теоретическое осмысление креативности можно найти в трудах Д.Б. Богоявленской (Богоявленская Д.Б., 2006), Я.А. Пономарева (под ред. Ушакова Д.В., 2006) и других. Пономарев рассматривает творчество как основу и механизм развития психики, а креативность как творческую способность, которая является самостоятельным фактором.

2. В процессе изучения креативности в психологических исследованиях наблюдается очевидная тенденция к расширению поля значений этого понятия.

Так Тейлор (Тейлор, 1988) пишет, что уже в 60-х гг. ХХ века было дано 60 определений креативности, систематизировать которые попыталась О.В. Буторина (Буторина О.В., 2003). Креативность разными авторами понимается как:

- способность к творчеству;

- интеллектуальное творчество;

- нечто новое, оригинальное;

- отдаленные ассоциации;

- реструктурирование целостной системы;

- необычное кодирование информации;

- дивергентное мышление;

- результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;

- выход за пределы уже имеющихся знаний;

- нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и этот список далеко не полный.

3. Креативность становится системным (многоуровневым, многомерным) психическим образованием, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т.д. (Барышева Т.А., Жигалов Ю.А., 2006).

4. С расширение понятия креативности в науке увеличилось число концепций, а т. ж. подходов к изучению этого феномена.

Таким образом, целесообразно выделить четыре основных теоретических подхода относительно природы креативности и основные наиболее известные концепции:

- уровень развития креативности зависит от уровня развития интеллекта (концепция редукции (переход) творчества к интеллекту, Айзенк; теория инвестирования Стенберга Р.);

- креативность мало зависит от интеллекта и определяется независимым фактором, таким как чувствительность к побочному продукту (Я.А. Пономарев), чувствительностью (сензитивность) к проблеме (П. Торренс), (а т.ж. концепция Гилфорда Дж., и Торренса Э.П.);

- уровень креативности определяется, прежде всего, чертами личности (гуманистическое направление в психологии Маслоу А.);

- креативность - интегральная характеристика личности, обусловленная взаимодействием когнитивно - интеллектуальных и мотивационно- личностных факторов (Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н.).

5. Проблема креативности вызывает множество научных споров и разногласий исследователей, но с уверенностью можно сказать, что креативность помогает гибкому и конструктивному восприятию, мышлению и поведению человека, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях столь динамично меняющейся информационной среды.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что феномен креативности, в настоящее время широко изучается как отечественными, так и зарубежными психологами.

Библиографический список

1. Айзенк Г. Парадоксы психологии [Текст] / Г. Айзенк - М.: ЭКСМО, 2009. - 352с.

2. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность [Текст] / Г. Айзенк, Г.Вильсон Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2009. - 284с.

3. Алдер Г. CQ или мускулы творческого интеллекта [Текст] / Г. Алдер- М.: изд-во Гранд, 2004. - 487с.

4. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Текст] / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. -- 2013. -- №4. -- С. 521-525.

5. Богоявленская Д.Б. Измерение креативности - описание индивидуальности [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Материалы конференции «Психология индивидуальности». - М., 2006. С. 55-58.

6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М., 2009. - 320с.

7. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве -- искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000.

8. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2010. С.121.

9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2000. - 14с.

10. Демидова Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте [Текст] / Е.И.Горбачёва Дисс. канд. психол. наук. - Армавир, 2003. - 170с.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 359с.

12. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал, 1999. №4. С. 83-93.

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Изд-й центр «Академия», 2003. - 176с.

14. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. - М.: Когнито-Центр, 2009. - 215с.

15. Маслоу А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу - М., 1999. - 304с.

16. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. [Текст] /А. В. Морозов - М., 2004. - 445с.

17. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. [Текст] / Р. Мэй / пер. с англ. - Львов: Инициатива, 2001. - 127с.

18. Немов Р.С. Психологический словарь. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВАЛДОС, 2007. - 560с.: ил.

19. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева [Текст] / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624с.

20. Роджерс К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.К. Роджерс - М.: Прогресс, 1994. С. 74-79.

21. Стернберг Р. Практический интеллект [Текст] / Р. Стернберг - СПб.: Питер, 2002. - 272с.

22. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П.Торренс - М., 1998. - 120с.

23. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -- 1998. -- № 4. -- С.123-132.

24. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве [Текст] / З.Фрейд - М.: Эксмо, 2010. - 608с.

25. Фромм Э. Иметь или быть? [Текст] / Э.Фромм - М.: АСТ, 2011. - 314с.

26. Холодная М.А. Основные направления в исследовании интеллекта [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР-СЭ, 2009. С. 241-282.

27. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная - 2-ое изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 272с.

Делись добром ;)