Креативность – что это такое?

курсовая работа

1.1 Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов

Исследования креативности достаточно сложны и вызывают разнообразные споры, так как эмпирические факты очень широки. Креативность, которая рассматривается в концепциях ученых и психологов, раскрывается в виде головоломки, разгадать которую до конца еще никому не удалось.

В 60-е годы насчитывалось более 60 определений креативности и число их растет. Все определения были разделены на шесть типов: гештальтистские, описывающие креативный процесс с точки зрения разрушения существующего гештальта для построения более лучшего; инновационные определения ориентировались на оценку креативности по новизне конечного продукта; экспрессивные или эстетические термины опираются на самовыражении создателя; динамические или психоаналитические основаны на описании креативности в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх -Я»; проблемные - определяют креативность через последовательное решение ряда задач; шестой тип включает определения, которые не подошли по содержанию ни к одному типу.

Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комформности, обыденности, предполагающие нестандартные подходы в отличие от общепринятых.

«Креативность (англ. creativity) -- творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.» [5, 253] Креативность рассматривается со стороны важнейшего и относительно независимого фактора одаренности личности, который редко можно выявить с помощью тестов интеллекта и достижений в сфере научных исследований. Она определяется восприимчивостью человека к новым идеям, внутренним творческим потенциалом.

С научной точки зрения, креативность рассматривается как сложное, многоплановое, не однородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Изучением креативности занимались такие личности как Л. Терстоун, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие.

Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать, как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениями. [1, 137]

Посвященные креативности исследования можно разделить на два направления. Одно из них составляет исследования, основанные на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Сторонником этого направления был Дж. Гилфорд.

Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. В их число входит: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающихся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к тем проблемам, которые не вызывают интерес у других); иррелевантность, способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакций от стимулов); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Американский психолог объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление».

Дивергентное мышление получило определение как мышления «расходящегося», протекающего в разных направлениях, предполагающего возможность не одного, а множества правильных решений. Именно благодаря Дж. Гилфорду данная тема стала активно изучаться и приобрела значимость в диагностике креативных способностей человека, в решении практических образовательных задач.

Кроме дивергентного мышления Дж. Гилфорд выделяет и конвергентное мышление, более линейное, логическое, предполагающее одно правильное решение задачи или проблемы. Такой вид мышления изучался с помощью теста Айзенка на определение коэффициента интеллекта IQ, отражающий в основном вербальные, математические способности. Одновременно с коэффициентом интеллекта IQ в психологию вводится коэффициент креативности CQ [2, 230], обозначающие интеллектуальные способности человека к творчеству; в основе тестового измерения которого используется определение уровня развития дивергентного мышления. Холодная М.А. отмечает, что креативность - это дивергентность в узком значении слова.

Согласно Дж. Гилфорду, «дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы» [20, 6]. Отсюда следует, что от характера задачи зависит какое мышление в деятельности человека оказывается доминирующим: конвергентное или дивергентное.

Е. Торренс считает, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению». Он разделил творческий процесс на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «адекватность», «сопротивление замыканию», и «абстрактность». [18, 10]

Х. Гейвин под креативностью рассматривал способность человека получать ценные результаты нестандартным способом. Он считал, что «творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны». [9, 158]

Но не все психологи считают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например такие ученые как Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и другие, рассматривают креативность, как одну из сторон интеллекта, которую нельзя измерить традиционными интеллектуальными тестами. В этом их убеждают результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от особенностей окружающей среды, характера усвоенных знаний и навыков прошлого опыта. «Так, Э. Орлеги и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов». [1, 139]

Исследователь Т. Любарт считает, что понятие креативность включает в себя процесс экспериментирования с новым, полученным в процессе творчества результатом. «Креативность - это способность генерировать новые результаты в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они должны выходить из рамки копирования того, что уже существует» [6, 121].

На примере двух детских садов Д. Гуднау показал, что обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию. В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду.

Зависимость уровня оценки креативности от окружающей среды позволяет, изменяя последнюю, формировать и развивать креативность. Окружающая среда в первую очередь должна отличаться богатством информации и вольной атмосферой для творчества. Исходя из этого, Ф. Хеддоном и Г. Литтоном были обнаружены более высокие оценки креативности у учащихся школ, где использовались более неформальная организация учебного процесса чем, с более формальными школами.

Дж. Геладе отмечает многоаспектный характер креативности, на который могут оказывать влияние различные факторы социального происхождения, таких как культура или язык. По мнению Х. Ли и Х. Ким культура также может оказывать влияние и на уровни креативности, и на способы ее измерения и изучения [6, 122].

Развитие креативности зависит от тех ценностей, особенностей культурного наследия, традиций народа, поддерживаемых данным обществом. Поэтому в США велико значение творчества, американские школы стремятся к развитию креативной личности, используя при этом различные программы обучения, что способствует к росту уровня креативности школьников.

С точки зрения Д. Леонарда и В. Свэп, креативность является процессом развития и выражения новых идей, которые могут быть полезными. Они не рассматривают креативность как талант, поэтому она может быть рассмотрена как целенаправленный процесс, для организации которого требуется подход, который позволяет максимально использовать индивидуальную одаренность, опыт и квалификацию.

Не только окружающая среда, исторически сложившаяся культура и традиции влияют на развитие креативности, немало важную роль также играют и личностные особенности. Личностный подход уделяет особое внимание эмоциональным и мотивационным факторам. В отношении связанных с креативностью личностных особенностей, результаты исследований разных психологов схожи. Выделены некоторые черты личности (агрессивность, непризнавание чужих мнений и социальных ограничений, самонадеянность, самодовольство), отличающие не креативных от креативных. С другой точки зрения, это свидетельствует о существовании общего типа креативной личности, в отличие от типа не креативной личности. Проведенные исследования на детях и молодых людях показали, что личностные черты испытуемых совпадают. Это дает возможность предсказывать уровень креативности на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует еще одно мнение, что творческие достижения связаны с неврозами, патологией нервной системы и мозга. Л. Кронбах видел причину креативности в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении выделять необходимые идеи.

Г.Домино показал, что матери креативных детей имели патологические личностные особенности. Но есть ученые, придерживающиеся совершенно противоположной точки зрения. И выделяют у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к конфликтным ситуациям. Ф. Бэррон и Р. Кеттелл выявили реже встречающиеся психозы у креативных личностей, чем у населения в среднем, но чаще замечали эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонности к самоубийству. Ф. Бэррон объясняет это высокой чувственностью к окружающей среде.

Понятия креативности можно рассматривать в двух направлениях: креативность как творческое отношение к жизни и как психический процесс. А именно, те виды креативности, который напрямую участвуют в появлении творческого замысла, новаторство или творческий компонент креативности. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (адапторский компонент или ремесленный).

Исследование креативности с разных точек зрения ученых так и не выявили одной общей теории. Изучение процессов творчества в наше время также не дает единого представления об этом понятии, что еще раз доказывает трудность решения загадки «креативности».

Делись добром ;)