Кризис маскулинности

дипломная работа

Введение

Первые публикации, в которых упоминалась ситуация "кризиса маскулинности", появились еще в 70-80 годы XX века Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. - М.; Время. 2009. 496 с. , и эта тема продолжает возникать в дискурсе социальных наук и в настоящее время: например, недавно о нем стали говорить психологи в контексте распространенности суицидов Coleman D. Traditional Masculinity as a Risk Factor for Suicidal Ideation: Cross-Sectional and Prospective Evidence from a Study of Young Adults // Archives of Suicide Research. 2015.Т. 19. № 3.С. 368.

Кризис маскулинности может пониматься как некая социальная болезнь, выражаясь в демографических и социальных проблема, например высокой мужской смертности Елена Здравомыслова, Анна Темкина. Кризис маскулинности в познесоветском дискурсе [Электронный ресурс]. URL: http: //www.owl.ru/win/books/articles/tz_m. htm (дата обращения: 25. 05.2016). . С другой стороны, он может пониматься как ситуация невозможности исполнения традиционных ролей, приводящее к неспособности реализовать единую нормативную модель мужского поведения, и, как следствие, разрушение этой модели. Приведенные ниже данные статистики и результаты эмпирических исследований показывают, что справится с этими аспектами кризиса мужественности пока не удается, а значит, исследования мужского гендера необходимо продолжать.

В социологической теории существует несколько подходов к пониманию гендера и мужественности среди которых можно выделить те, которые апеллируют к существованию гендерной идентичности как "роли", основанной на социальных и биологических различиях пола, возникших в процессе эволюции. В рамках этого подхода кризис маскулинности действительно представляет собой серьезную проблему: разрушение мужской роли, либо же все большее увеличение числа мужчин, которые с этой ролью не справляются.

гендерный маскулинная идеология идентичность

С другой стороны, существуют социологические теории гендера, например теория социального конструирования, в которой постулируется существование множества маскулинностей и женственностей, различия между которыми создаются в процессе взаимодействия. В этом плане кризис маскулинности можно рассматривать как процесс их трансформации и возможные противоречия между разными типами мужественности и существующими в обществе социальными ожиданиями и нормативными конструкциями, или "канонами" маскулинности.

При этом большое число социологических работ, посвященных проблемам гендерной идентичности и мужественности в России, в основном касалось изменений существующих гендерных ролей и нормативных конструкций в связи со становлением в нашей стране постсоветского общества и сопутствующим этому социальным изменениям и потрясением, например работы И. Тартаковской Тартаковская И.Н. Мужчины на рынке труда // Социологический журнал. 2002. № 3.С. 117. . Однако сейчас в активный трудоспособный возраст вступает поколение, для которого переходный период (90 годы) прошлого века пришелся лишь на раннее детство. Это поколение выросло в обществе глобализации и получило возможность в полной мере ознакомится с доминирующими образцами массовой культуры, современными медиа и средствами коммуникации, тем самым получая информацию о глобальных социальных проблемах, политических и социальных движениях, в том числе относящихся к гендерной проблематике. Однако эти молодые люди продолжают жить в России и российском контексте гендерного порядка, который изменяет в том числе через политику государства, которое, с одной стороны, продвигает подчеркнуто мужественные образы во внешней политике Рябова Т.Б. «Путин vs Обама»: противопоставление национальных маскулинностей как фактор современного российского антиамериканизма // In Russian society. 2014.С. 63. , в то время как в семейной политике воспроизводятся традиционные образы гендерных ролей (образ матери, традиционной нуклеарной семьиБороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Как распорядиться «материнским капиталом" или граждане в семейной политике // Социологические исследования. 2012. № 7.С. 117. ).

Таким образом, для нас остается неясным то, как повлияли на современную молодежь такие факторы как существующие в российском обществе модели маскулинности, сформированные в 90-ые годы, культурные образцы современной массовой культуры, государственная политика, активно использующая маскулинные образы, и при этом ориентирующаяся на воспроизводство современных семейных ценностей.

В связи с этим основной проблема данного исследования - недостаток знания о множественных типах маскулинности, существующих на данный момент, а также их соответствия существующим социальным ожиданиями по отношению к мужчинам, выражающиеся в различных нормативных конструкциях мужественности.

Здесь следует отметить, что в данном исследовании термин "мужественность" используется только в значении ассоциации с мужской гендерной идентичностью, и может по значению быть приравнен к термину "маскулинность", вне коннотаций с мужеством как моральной категорией.

Хотя проблема исследования сформулирована относительно непосредственно мужественности, оно неизбежно будет затрагивать некоторые значения, связанные с женственностью, так как рассматривать гендерные идентичности вне соотнесения их друг с другом чревато игнорированием значимых аспектов гендерных отношений. Поэтому исследование значений маскулинности в некоторых социальных контекстах либо дублируется сходным анализом значений женственности, либо же они рассматриваются одновременно и на равных.

Вопросы гендерного неравенства зачастую вызывают горячие дискуссии. При этом обычно их обсуждение вращается вокруг положения женщин, за счет чего может выстраиваться неполная картина ситуации и общественное обсуждение становится менее эффективным. Данное исследование призвано рассмотреть ситуации гендерных отношений с точки зрения мужской гендерной идентичности, тем самым стремясь получить более полное знание о современном гендерном порядке в России.

Значимость исследований мужественности

Демографические и социальные аспекты кризиса маскулинности остаются релевантными для России и сегодня: по показателям мужской смертности Смертность мужчин трудоспособного возрасте намного выше, чем женщин, но смертность женщин несколько увеличилась [Электронный ресурс]. URL: http: //demoscope.ru/weekly/2015/0653/barom07. php (дата обращения: 27. 05.2016). , а также распространения преступности и насилия БГД - Женщины и мужчины России - 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main. htm (дата обращения: 01. 06.2016). (значимые различия в значениях показателей, разная структура причин смертности для мужчин) видно, что демографическая и социальная ситуация мужчин далеко не безоблачна. Это свидетельствует о том, что проблемы мужской гендерной идентичности имеют макросоциальный характер.

С другой стороны, данное исследования служит преимущественно разведывательным целям и не претендует на исследование мужской гендерной идентичности в подобных масштабах. Оно ориентировано на исследование представлений о мужественности в узком контексте, что совпадает с исследовательским ракурсом конструктивного подхода к гендерной идентичности: ее проявления могут варьироваться в пределах конкретной культуры, исторического периода, среди представителей отдельной возрастной группы в различных ситуативных контекстах, быть тесно связано с такими характеристиками, как национальная идентичность, сексуальность, материальный статус.

Таким образом, данное исследование посвящено представлением о маскулинности, существующим среди студентов отдельного учебного заведения (НИУ ВШЭ). При этом в исследовании учитывается особенности университета как гендеризированного института, в связи с чем в качестве эмпирического объекта были выбраны студенты трех образовательных программ, отобранных принципу разной пропорции студентов на программах, их гуманитарной/технической направленности, престижности. Для того, чтобы получить более-менее цельную картину представлений о мужественности в современной России, необходимо продолжать исследования, расширяя эмпирический объект и используя другие, возможно количественные методы исследования для получения репрезентативных результатов.

Основные этапы работы

Данная работа в основном состоит из теоретического блока, посвященного выборочному обзору массива социологической научной литературы и публикаций, посвященных мужественности и гендерной тематики в целом, выделенного в отдельный блок описания методологии исследования и эмпирического блока с анализом полученных результатов. В заключении даны краткие выводы по результатам исследования. Все использованные в работе материалы указаны в списке литературы и списке использованных электронных ресурсах. В приложении помещены варианты гайдов, использованные в полевом этапе исследования, а также примеры транскриптов, полученных в результате.

Основной частью теоретического этапа исследования стал сравнительный анализ теорий, объясняющие гендерные различия через особенности биологи и психологии (эссенциалисткий, биоэволюционный подход), а также представляющие гендерные идентичности в качестве универсальных моделей гендерных ролей (полоролевой подход Т. Парсонса, разделение полового труда в работах Э. Дюркгейма) и теорий социального конструирования гендера. Так же дается анализ моделей "гегемонной маскулинности" Рэйвин Коннел и "инклюзивной маскулинности" Эрика Андерсона. Кроме этого, был проведен анализ гендерных исследований в России, в частности теория маскулинности И.С. Кона, исследования Е, Здравомысловой и А. Темкиной, Е. Мещеркиной, И. Тартаковской. В конце обзора анализируются недавние результаты эмпирических исследований, посвященных проблематике мужественности и гендерных отношений.

Во второй главе, посвященной методологии исследования, дано подробное описание предмета и объекта исследования, основных задач и предположений, использованных в работе. Далее приведено описание эмпирического этапа исследования с описанием использованных методов и процедур, а также описание модели выборочной совокупности.

В третьей главе приведены результаты эмпирического этапа исследования и анализ полученных данных, проведенный методом аналитического сравнения. В нем представлены результаты анализа гендерных отношений в университете как гендеризированном институте, типологию нормативных конструкций и идеальных представлений мужественности и женственности, анализ значений мужественностей и типологию современных маскулинностей. Далее в анализе данных будет проведено сравнение представлений о мужественности и женственности в различных социальных контекстах, а также представления гендерных ролей в близких отношениях (любовь, дружба, родительство, семья). Также в анализе данных представлена картина представлений информантов о современной ситуации гендерных отношений в России.

В заключении представлены главные выводы, полученные в исследовании, возникшие трудности а также возможности для обсуждения полученных результатов и дальнейших исследований в этой области.

Основные результаты исследования

В результате исследования с помощью анализа данных методом аналитических сравнений мы выяснили:

· как значения гендерной идентичности проявляются в процессе обучения и выбора специальности у студентов НИУ ВШЭ

· каковы особенности идеалов мужественности и женственности, конструируются молодыми людьми

· какие типы мужественности можно выделить среди студентов на основе полученных значений

· как отличаются представления студентов о гендерных ролях в разных социальных контекстах

· какие значения маскулинности проявляются в контексте описания близких отношений

· то, как студенты видят существующий в России на сегодняшний день гендерный порядок, возможности его изменения и проблемы мужчин и женщин

Ограничения исследования

Данное исследование имеет разведывательный характер, проведено с использованием качественных методов, поэтому не может претендовать на репрезентативность и утверждение о существовании корреляционных или причинно-следственных связей. В исследовании использовалась доступная категориальная выборка, полученная с использованием метода "снежного кома", поэтому полученные в результате данные могут быть трудно проверены.

Также значимым ограничением исследования может стать влияние ситуации интервью, так как использованные нарративы были получены в результате личной беседы с затрагиванием тем, которые могут быть признаны сензитивными либо вызывать у информантов социально одобряемые ответы. Также следует иметь ввиду такие возможные ограничения метода интервью, как эффект интервьюера и среды.

Также определенные ограничения связаны и с применением в исследовании метода аналитических сравнений анализа данных: хотя эти методы направлены на поиск объяснительных или казуальных факторов, он не использоваться для нахождения универсальных законов, но исключительно в рамках поиска повторяющихся явлений внутри группы исследуемых объектов.

Наконец, существенным ограничением данной работы является непосредственно его эмпирический объект - молодые люди, чья гендерная идентичность может быть еще не до конца сформирована. Кроме этого, определенными ограничениями обладает сам подход социального конструирования гендера - процесс этого конструирования, также как и самой гендерной идентичности, сложно зафиксировать для непосредственного анализа.

Делись добром ;)