logo
Кризис маскулинности

Концепция инклюзивной маскулинности Эрика Андерсона

Концепция инклюзивной маскулинности была создана Эриком Андерсеном в конце 2000 годов в нескольких статьях и эмпирических исследованиях. Основная черта инклюзивной маскулинности - отсутствие стремления к максимальному удалению от атрибутов женской гендерной идентичности и нетрадиционных типов мужественности, прежде всего гомосексуальности. Автор концепции связывает возникновение этого типа со значительным снижением гомофобии в Америке. При этом инклюзивная маскулинность может существовать наравне с гегемонной, или, как ее называет Андерсон в своих работах, "ортодоксальной" маскулинностью Anderson E. Orthodox and inclusive masculinity: Competing masculinities among heterosexual men in a feminized terrain // Sociological Perspectives. 2005.Т. 48. № 3.С. 345. Понятие гегемонии этот исследователь оставляет для описание внутренней иерархии мужчин, однако создается впечатление, что тип инклюзивной маскулинности не занимает определенного места в этой иерархии, но существует вне ее, возможно, как своеобразный тип протестной мужественности.

Как показывают результаты одного из эмпирических исследований Андерсона, посвященного проявлениям маскулинности среди мужчин-чирлидеров (участвующих в командах поддержки, в Америке - типично женское занятие), существуют две возможных стратегии мужского поведения в изначально феминном поле - либо "гегемонизация" этого поля через внесение в него типично мужских практик доминирования, либо попытки встраивания и адаптации, в том числе и через инклюзивную маскулинность, то есть постепенное инкорпорирование практик, отторгаемых гегемонной маскулинностью (например, женских танцевальных движений). При этом может возникать конкуренция мужских общностей мужчин с ортодоксальной и инклюзивной, точнее, ситуации, в которых группы с ортодоксальной маскулинностью будут пытаться с помощью культурных средств и институционализированной власти подавить или изолировать сообщества (команды) с инклюзивной мужественностью, пытаясь утвердить свое положение в иерархии.

Таким образом, концепция инклюзивной маскулинности кажется подходящей для описания современных типов мужественности, по крайней мере, в развитых англо-американских странах, однако данная теория имеет несколько критикуемых черт. Так, феминистическая исследовательница ОНейл указывает на то, что в рассматриваемой концепции практически игнорируются вопросы неравенства между мужчинами и особенно гендерного неравенства. Вопросы гендерных отношений для Андерсона, пишет она, являются "либо уже решенными, либо напрямую движущимися к окончательному решению" ONeill R. Whither Critical Masculinity Studies? Notes on Inclusive Masculinity Theory, Postfeminism, and Sexual Politics // Men and Masculinities. 2015.Т. 18. № 1.С. 117, при этом связываю эту концепцию с таким направлением гендерных исследований, как постфеминизм. Оно возникло в русле научных публикаций в рамках околофеминистического дискурса, представляющих собой некую реакцию на успех второй волны феминистических исследований, как своеобразная "отдача" от него Ibid. стр. 113. Основная черта постфеминизма - то, что в нем традиционные для феминизма вопросы гендерного неравенства и дискриминации, признаются решенными на политическом уровне, по крайней мере в современных обществах, и тем самым лишаются своей релевантности и остаются обращенными в прошлое. Игнорированием гендерных вопросов и достижений феминистической критики "грешат", даже работы таких крупных теоретиков, как Энтони Гидденс и Ульрих Бэк. Например, в работах Гидденса по концептуальности современности большое внимание уделено понятиям агентности, индивидуальности и индивидуального выбора жизненных стратегий в современном обществе, при этом частично игнорируя влияние индивидуальных условий и исторических процессов социальной борьбы, которые обеспечили возможность такого свободного выбора Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modern Age.: Stanford University Press, 1991. Стр. 216. . В такой перспективе многие ситуации, потенциально связанные со структурой гендерных отношений (например, уход женщины с работы и последующая занятость исключительно в качестве домохозяйки и воспитателя двоих детей, либо решение о прекращении занятия танцами для молодого мужчины и переход в спортивную команду ввиду того, что "танцы - это не мужское дело"), могут рассматриваться исключительно как индивидуальный выбор личности, направленный на самоактуализацию, игнорируя другие, возможно социологически значимые предпосылки, как это часто происходит при обыденном объяснении человеческих поступков.