Латерализация языка

курсовая работа

1.1 История вопроса и традиционный подход к латерализации языка

Язык является одним из самых сложных когнитивных процессов; понимание и порождение речи требует мощного анализа и вовлечения большого числа сложных структур мозга [Hancock, Bever, 2013]. Вопрос о латерализации языка, т.е. распределении функций языка между обоими полушариями, и, в частности, вопрос о репрезентации языка в мозге человека начал обсуждаться еще в конце XIX века, и связан в первую очередь с именем французского хирурга и антрополога Поля Брока (Paul Broca). Он впервые описал случай афазии, которая впоследствии получила его имя (афазия Брока), так же как и область мозга в левом полушарии (зона Брока). Брока установил, что нарушение речепродукции происходит при повреждении задней трети нижней лобной извилины левого полушария, что указывало на более важную роль левого полушария в производстве речи [Шульговский, 2002]. Афазия Брока (эфферентная моторная афазия, англ. - Brocas aphasia) представляет собой (полную или частичную) потерю человеком способности продуцировать речь. Характерными особенностями ее являются затруднения в артикуляции, ограниченное использование служебных частей речи, аграмматизм (нарушение способности правильно использовать грамматику языка) при относительно неповрежденных слуховом восприятии и чтении [Chapey, 2001]. После исследования своего первого пациента и нескольких других с подобными симптомами, Брока в 1865 году сформулировал две гипотезы.

1) что существует возможность локализации психических функций в конкретных отделах мозга.

2) что потеря языковых способностей вызвана повреждениями в левом полушарии, и таким образом, можно говорить о латерализации языка в левом полушарии мозга [Ahlsen, 2006; Лурия, 1969].

В 1874 году невролог Карл Вернике (Carl Wernicke) представил свою теорию, основанную на открытиях Брока и на своих собственных наблюдениях за пациентами, имеющими проблемы с пониманием языка. У его пациентов была повреждена область, названная впоследствии "зоной Вернике", которая также находилась в левом полушарии [Ahlsen, 2006]. Вернике связал трудности восприятия речи с повреждениями задней трети верхней височной извилины левого полушария [Лурия, 1969; Шульговский, 2002]. Характерными особенностями афазии Вернике (сенсорная афазия, англ. - Wernickes aphasia) являются нарушения слухового восприятия речи и восприятия при чтении, при этом речепродукция остается довольно беглой, но с искажениями отдельных элементов (литеральные замены, вербальные замены по акустическому сходству). Синтаксическая структура речи таких людей остается относительно сохранной [Chapey, 2001].

Многие последующие наблюдения за людьми с дефицитарностью языковой способности в большинстве своем подтверждали гипотезы Брока и Вернике.

Это дало основание считать, что левое полушарие мозга отвечает за продуцирование и понимание речи, или, по меньшей мере, активнее вовлечено в процесс обработки языка, чем правое. Достаточно долгое время полагали, что противоположная латерализация (доминирование правого полушария) свойственна леворуким людям.

Последнее утверждение было широко распространено как "правило Брока", несмотря на то, что сам Брока никогда его не формулировал в явном виде. Лурия был среди первых, кто указал на то, что такое правило не может быть универсальным: в пользу этого говорило то, что и среди левшей афазия чаще возникала при повреждениях в левом полушарии [Knecht et al., 2000].

Не только язык, но и различные другие когнитивные функции и процессы традиционно приписывали к определенному полушарию мозга.

Но сейчас становится ясно, что такое разделение функций не вполне точно и на практике мы сталкиваемся с индивидуальной вариативностью [Hancock, Bever, 2013].

Делись добром ;)