Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

По данным исследователей в области психологии, можно говорить, что в последнее 10-летие увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной [17, с. 26].

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.

Г. М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [2, с. 66].

Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми дошкольного возраста. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность.

Вышесказанное определяет объект нашего исследования.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, испытывающие тревожность.

Предмет исследования: средства работы по снижению тревожности.

Цель: составить программу снижения тревожности детей дошкольного возраста, средствами арт-терапии.

Задачи:

1) изучить влияние тревожности на развитие личности ребенка;

2) обобщить опыт работы педагогов-психологов в данной проблеме;

3) составить программу снижения тревожности.

Гипотеза: предполагается, что тревожность детей старшего дошкольного возраста можно снизить посредством методов арт-терапии: изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, драмтерапии, вокалотерапии, фототерапии и телесной терапии.

Научная новизна исследования состоит:

1) в систематизации методов, технологий и упражнений, используемых педагогами и психологами РФ и РС (Я), направленных на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста;

2) в составлении программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.

Практическая значимость: составленная программа может быть использована в качестве средства коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, дошкольных учреждений и студентами при прохождении практики.

Методы исследования:

I. Теоретические: анализ, синтез, обобщение.

II. Эмпирические:

1) изучение и анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы;

2) обобщение психолого-педагогического опыта работы с тревожными детьми;

3) методика «Паровозик» (С. В. Велиева);

4) модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр»;

5) методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 35 источника, приложений.

Делись добром ;)