Личностные факторы, определяющие динамику поведения в ситуации конфликта

дипломная работа

Личность в ситуации конфликта: определение понятий

Прежде чем говорить о личности и её динамических составляющих, нам необходимо выработать рабочие определения понятий, к которым мы будем обращаться в ходе нашего исследования. И первым термином в этом ряду становится определение личности.

Традиционно, в обыденном сознании, слово “личность” определяет своеобразие человека, его отличие от других. Личность в таком понимании часто противопоставляется обществу как некоторому среднему арифметическому суммы индивидов. Такое понимание личности выглядит неполным, поскольку уникальность не определяется действительным своеобразием тех или иных свойств и качеств человека, но зависит от уровня анализа. Если используемые нами единицы достаточно велики, то очевидно, что мы не обнаружим сколь-нибудь значимых различий в исследуемых объектах, и всё их изучение будет сводится к констатациям. Все люди обладают некоторым набором типичных реакций, рефлексов. И в этом они неразличимы. Но эти реакции могут проявляться или быть скрытыми, они могут быть более или менее жёстко связаны с условиями внешней среды или активизироваться без очевидных причин. И здесь каждый человек становится по-своему уникальным.

Мы предлагаем учесть в определении личности те факторы, которые могут определять своеобразие человеческих поступков. Но мы не обращаемся к понятию уникальности. Эта идея предусматривает достаточно большие объёмы материала наблюдений, позволяющих отличить действительно неординарный поведенческий акт от повторяющегося.

Основное наше положение в отношении определения личности таково: мы имеем дело с поведением, которое не описывается в терминах “есть -- нет”. Личностные факторы определяют степень интенсивности того или иного поведения. А личностные различия могут быть измерены и распределены по некоторым категориям.

Итак, личность сочетает в себе два аспекта - относительное своеобразие поведенческих актов и общую основу поведения, которую можно считать культурной. Категория личности в таком виде не может быть отождествлена с понятием индивида, основной функцией которого является определение человека как биологического существа. И, с другой стороны, мы можем продолжить линию своеобразия и задать пространство единичных случаев.

Личность для нас - сочетание внутренних детерминант, определяющих специфику поведения человека в ряду ситуаций. Такого определения придерживаются и авторы социально-когнитивных концепций, составляющих теоретическую основу нашей работы (см, например, Бандуру). Также и многие отечественные авторы указывают, так или иначе, на необходимость подобного понимания личности:

“Зависимость психических процессов от личности (...) выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (...) Зависимость психических процессов выражается, во-вторых, в том, что они, как показал наш анализ, не имея самостоятельной линии развития, зависят от общего развития личности (...) Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она напрвляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач” [20].

Личностные факторы есть факторы вариабельности. Но (и в этом парадокс) они не определяют радикальных отличий. Память, внимание и восприятие присущи всем индивидам. Но вопрос состоит в их мотивирующей функции, в мере, в которой они детерминируют поведение. Позволим себе воспользоваться метафорой и сказать, что личность в нашем понимании лежит в “рамках нормального распределения”. Всё, что за его пределами, уже не может быть описано термином “личность”. Это можно называть индивидуальностью, и следует рассматривать с точки зрения идеографического подхода, описывая конкретные случаи.

Наше определение может быть признано, по классификации Гордона Оллпорта, “биофизическим”, поскольку относит личность исключительно к характеристикам или качествам субъекта. Такого типа определение предусматривает, что личность включает в себя 2 аспекта -- аспект восприятия себя и окружения, и органический аспект. И, по мнению Оллпорта, такое определение следует связать со специфическими качествами человека, поддающимися объективному описанию и измерению. Решению этой задачи посвящена вторая и третья главы нашей работы

Теперь обратимся к понятию конфликта. В работе мы используем определение конфликта, данное Б.И. Хасаном в книге “Психотехника конфликта и конфликтная компетентность”:

“Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации” ([25],с. 33).

Данное определение задаёт несколько характеристик исследуемого феномена. Во-первых, оно позволяет избавиться от одностороннего рассмотрения конфликта исключительно в русле продуктивности или непродуктивности. Взаимное влияние действий, которое является существенным моментом данного определения, лишено оценки.

Далее, конфликт является “чистой” экспериментальной моделью, на материале которой можно оценить роль личностных факторов в динамике поведения.

Вторым шагом на этом пути становится психологическое определение ситуации конфликта.

Как правило, при определении ситуации акцент делается на её внешнем характере. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности субъекта. Полагание понятия ситуации как одной из составляющих исследования предусматривает, по мнению Л.Ф. Бурлачука и Н.Б. Михайловой, “.. исследование и объяснение трех основных реалий:

Психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных.

Субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно-эмоциональных репрезентаций в сознании человека.

Поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций” [5].

В настоящее время психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуационного взаимодействия. В наиболее общем виде эта позиция представлена Н. Эндлером и Д. Магнуссоном (цит.по [5]):

“1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации.

2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.

3. Существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности.

4. Существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации”.

Структура ситуации включает в себя предметы окружающего мира, действующих лиц, их взаимоотношения, происходящие события, пространственные и временные ограничения. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, появляющихся в результате активного взаимодействия субъекта и среды. Такое понимание ситуации имеет непосредственное отношение к принципу детерминизма, положенного в основу социально-когнитивных теорий и подробно рассматриваемого нами во второй главе нашей работы Пока же остановимся на параметрах ситуации, имеющих непосредственное отношение к построению исследования. Итак, ситуация включает в себя

1. Психические состояния субъекта, предваряющие столкновения с ситуацией: готовность к ситуации, отношение к ней и ее предварительная оценка, ожидания и прогнозирование.

2. Проявления механизмов психологической защиты в интерпретации ситуации.

3. Эмоциональные переживания собственной репрезентации ситуации.

4. Тематическое содержание когнитивных репрезентаций, их иерархия и степень дифференцированности.

5. Ориентированность репрезентаций на интересы самого субъекта, других людей, требования реальной ситуации.

6. Степень стабильности когнитивных репрезентаций.

7. Тенденции динамики. (см. [5]).

Рождение ситуации -- момент придания значения субъектом тому или иному фрагменту среды. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них.

Требует решения вопрос о границах ситуации, которые задаются как средой, так и самим человеком. Среда определяет место, время событий, их участников и пр. Границы задаются также через содержание происходящих событий. И конфликт может задавать именно такую специфическую форму взаимодействия.

Конфликт -- механизм развития личности, в то время, как конфликтная ситуация -- один из видов развёртывания и актуализации данного механизма. И конфликт может быть определён феноменологически только через ситуацию, поскольку только в ней он становится предметом наблюдения.

Делись добром ;)