Межличностная неприязнь

реферат

3. Толерантность, как средство преодоления неприязни

Все люди разные. Это простое утверждение, которое редко подвергается сомнению и обычно принимается на веру в современной рабочей обстановке. Однако выявление и, что еще важнее, оценка индивидуальных различий приобрели значение только недавно.

Некоторые различия между людьми очевидны с первой встречи. Другие выявляются только после длительного общения. Нет ничего, что демонстрировало бы индивидуальные различия и поведение быстрее, чем совместная работа в составе команды. В команде вы встретите множество индивидуальных особенностей. Однако, если мы хотим строить позитивные отношения, нужно рассмотреть четыре типа особенностей: Лугошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

1. Стиль межличностного общения.

2. Личный стиль поведения.

3. Опыт и жизненный путь.

4. индивидуальные особенности.

Быстрая речь, активная жестикуляция, привычка отмалчиваться - это примеры различий в стиле межличностных отношений. Другой пример: один человек расспрашивает вас о вашей семье, а другой даже не поздоровается при встрече. То, как человек взаимодействует с другими, помогает нам выявить стиль его межличностных отношений. Межличностный стиль может отражать также индивидуальные особенности личности. Вы, вероятно, знаете хотя бы двух людей, которые не ладят друг с другом из-за личной неприязни. Наши личности играют большую роль в определении эффективности команды. Дружелюбное или враждебное отношение людей друг к другу оказывает большое влияние на эффективность их совместной работы.

Один из главных методов создания устойчивых связей между людьми - добиться, чтобы люди ближе познакомились друг с другом и чувствовали себя комфортно в совместной деятельности. Это выходит далеко за рамки того, чтобы просто назвать друг друга по имени и рассказать немного о себе. Чтобы добиться высочайших достижений, люди должны доверять друг другу, иначе они никогда не пойдут на обдуманный риск. Командам трудно создать атмосферу открытости, обмена информацией и идеями, а также конструктивной критики, если ее члены чувствуют по отношению друг к другу неприязнь.

Если рассматривать более глобально формы преодоления неприязни к окружающим, то необходимо остановиться на таком важном понятии, как толерантность.

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке». Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса - политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero - «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это - наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) - tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания» Там же. С. 9..

Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность - «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира» Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. С. 24.. Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.

Трактуя толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, психологические словари отражают скорее лишь его психофизиологический аспект. Толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне это проявляется в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Толерантность, как признание прав другого и, тем самым, обретение дружелюбия, миролюбия и способности воспринимать другого как себе подобного, равного, претендующего на понимание, сочувствие, принятие, а не как чужеродного, требующего отторжения. Любовь -- это уже несколько иной ракурс рассмотрения.

Пытаясь найти верный путь рассмотрения такой толерантности, многие авторы трактуют ее как единство негативного внутреннего отношения к объекту (неприятие, осуждение) и позитивного внешнего действия в его адрес (принятие, допущение). Это не только спорно, но и просто запутывает. Если я плохо отношусь к другому и вынужден или должен его терпеть, чтобы считать себя толерантным или просто воспитанным и т.д., это -- условия воспитания человека двойственного. Согласно концепции В.А. Лефевра, такой человек будет принадлежать ко второй этической системе, в которой основным принципом является «зло во имя добра». Такой подход разрушителен для формирования нравственной личности Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7. .

Толерантность предполагает принятие другого таким, какой он есть. И подобно тому, как психолог, не идентифицируясь с клиентом, принимает его и следует за ним, толерантность предполагает такое же мысленное движение к пониманию. При этом вовсе не отказываясь от собственной позиции, но и не навязывая ее партнеру. Показательным является определение толерантности С. Мендаса как «намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям, рассматриваемым... даже как ложные с моральной точки зрения». Человеку может быть что-то непонятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство. Там же. С. 8.

Понятие «толерантность» исходно объединяет в себе смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдерживать нечто) и терпения, терпимости (как следствие осознанного выбора и как атрибут воспитания), что весьма важно для выхода на проблему толерантности в обществе, а также для всего дальнейшего нашего рассмотрения толерантности как проблемы воспитания. Утрата в нашем тезаурусе связи толерантности с воспитанием элиминирует весьма существенный аспект, этимологически воссоздаваемый, но как бы хорошо забытый. Его необходимо восстановить по многим основаниям и, прежде всего, для самой системы воспитания.

Важно начать подготовку кадров, ориентированных на преподавание в духе толерантности. Для этого необходимо расширять «научное движение», в которое добровольно на почве заинтересованности в позитивном развитии будут включены единомышленники, поддерживающие это движение, - преподаватели, аспиранты, студенты, прежде всего, психолого-педагогических факультетов. Программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). С этой целью важно ввести в программу соответствующих курсов вузовских дисциплин (социальной психологии и педагогики, психологии личности, акмеологии и конфликтологии, этнопсихологии и этнопедагогики, культурологии и религиоведения, ну и, конечно же, психологии соответствующие аспекты рассмотрения толерантности. Более того, целесообразно разработать курс психологии толерантности. В настоящее время начата предварительная работа по подготовке и реализации такого курса в МПГУ и ведется планомерная работа по выявлению уровней толерантности в ходе психологической подготовки студентов.

Студенты и аспиранты-психологи впоследствии могут быть включены в просветительскую деятельность по работе с различными группами людей. Используя практику студентов в школе, педучилищах, учреждениях интернатного типа, внедрять накапливаемые знания и опыт в жизнь.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Делись добром ;)