Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками

курсовая работа

1.2 Особенности межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками

Межличностные отношения формируются и наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первого взаимодействия со взрослыми и сверстниками является залогом дальнейшего гармоничного развития личности ребенка.Общение с людьми в дошкольный период определяет особенности самосознания ребенка, его представления о самом себе, поведение и отношение к окружающему. Самооценка формируется в процессе общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребенка не только к себе, но и к другим. Адекватная самооценка является залогом успешного развития межличностных отношений со сверстниками. Когда дошкольник чувствует уверенность в себе и своих силах, у него не возникает необходимости самоутверждаться за счет других, доказывать окружающим свою ценность.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, поскольку именно в таком окружении дошкольник впервые учится применять на практике нормы поведения. В обществе детей постоянно возникают такие ситуации, в которых необходимо проявлять доброжелательность в отношении к партнеру, уметь уступать, согласовывать свои действия с другими. От стиля общения и положения среди детей зависит внутреннее психическое состояние ребенка: уверенность, удовлетворенность, спокойствие, эмоционально-психологический фон.

Взаимодействие между сверстниками старшего дошкольного возраста специфично. Оно характеризуется нестандартностью, богатством и разнообразием коммуникативных действий, эмоциональной насыщенностью. По замечанию В.С. Мухиной, «общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения» (В.С. Мухина,1985, 98).

Общение между сверстниками в дошкольном возрасте проходит через определенные стадии. Так на первом этапе (младший дошкольный возраст) проблемные ситуации не настолько остры, чтобы приводить к конфликтам. Дети отдают свои вещи другому, уступают в игре. Сверстник для дошкольника младшего возраста еще не играет какой-либо существенной роли, однако ребенок начинает ему подражать. Таким образом, дети являются партнерами исключительно по эмоционально-практическому взаимодействию. Дошкольники младшего возраста испытывают потребность в соучастии сверстника. Второй этап (средний дошкольный возраст) характеризуется потребностью ребенка в ситуативно-деловом сотрудничестве с другими. Взаимодействие возникает в ходе совместной деятельности, когда учитываются не только свои действия, но и роль партнера.Дается оценка деятельности другого ребенка. Число конфликтов возрастает, поскольку ребенок может радоваться неудачи другого и огорчаться, если кто-то успешнее выполнил задание. Человек начинает сравнивать себя и другого, выделять в себе определенные качества и умения.

На третьей стадии (старший дошкольный возраст) начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения детей. Каждый предпочтительнее относится к тому человеку, который наиболее полно и адекватно удовлетворяет его потребности в общении. Чем доброжелательнее и уважительнее дети относятся друг к другу, тем прочнее будет их взаимодействие.В этом возрасте у дошкольника возникает совершенно бескорыстное желание помочь сверстнику, он учится сопереживать. Конкурентные отношения заменяются сотрудничеством и партнерством. Личность другого человека становится интересной и важной. Ребенок чувствует желания и настроение сверстника. Дошкольник не только рассказывают о себе, но и интересуются личностью другого человека, задавая вопросы. Первые дружеские отношения возникают в период старшего дошкольного возраста. Дети, у которых есть друзья, чувствуют себя увереннее в обществе. Их связывают общие интересы, тайны. И сверстник становится более предпочтительным партнером по общению, чем взрослый.

Однако общение между детьми старшего дошкольного возраста не всегда следуют обозначенной схеме. Многое зависит от отношений в семье, от отношения других детей к ребенку, от его индивидуальных особенностей. Дошкольник может испытывать эмоциональный дискомфорт, а это может привести к следующим типам поведения.

К первому типу относятся дети быстро возбудимые и неуравновешенные. Вследствие быстрой смены настроения деятельность ребенка очень сложно организовать. При конфликтной ситуации дошкольник может заплакать или гневно кричать. Вывести из равновесия такого ребенка может любой незначительный факт. Однако бурные эмоции также быстро угасают. Негативное отношение к партнерам возникает только в частных случаях. В целом же ребенок положительно относится к сверстникам. Как отмечает А.Д. Кошелева, эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции.

Ко второму типу относятся дети с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, неприязнь надолго остаются в памяти дошкольников с таким типом поведения. Однако они более сдержанны в выражении своих эмоций, нежели дети первого типа.Ребенок избегает общения, старается не принимать активного участия в играх или какой-либо другой деятельности. За безразличной позицией скрывается неуверенный в себе человек. Такие дети из-за эмоционального дискомфорта не испытывает желания ходить в детский сад. Ребенок часто проявляет сопротивление чужой инициативе.

Дети с третьим типом поведения испытывают страх вследствие неустойчивости из внутреннего мира. Каждому ребенку свойственно чего-то бояться. Это может быть страх темноты, высоты, определенных предметов. Но если ребенок крайне мнителен, боязливо относится ко всему, то необходимо усиленно работать над его эмоциональным развитием. Страх становится существенной преградой на пути к нормальному межличностному взаимодействию (А.Д. Кошелева,1985).

Трудности межличностного общения связаны также с характером дошкольника. Застенчивый ребенок, с одной стороны, стремится к взаимодействию со сверстниками, но, с другой, не решается заговорить, обходит стороной. Если ребенок часто обижается, то можно сделать вывод, что он не чувствует со стороны других признание его личностных качеств, ощущает себя ущемленным и незамеченным. Часто такие дети не идут на контакт, опасаясь, что их будут игнорировать или, наоборот, дразнить. Некоторые дошкольники старшего возраста ведут себя чересчур демонстративно. Вследствие такого поведения происходят сбои в процессе межличностного общения, потому что ребенок увлечен только своей личностью, собеседник не вызывает у него должного интереса. Такие дети нацелены на привлечение внимания к себе и на положительную оценку их действий. Если в ходе взаимодействия ребенку не удается добиться своих целей, он меняет тактику поведения: проявляет агрессию, жалуется. Следующий тип - агрессивный ребенок. У него часто заниженная самооценка, поскольку он не смог реализовать себя в группе сверстников. Вследствие чувства недооцененности дошкольник видит в своих товарищах враждебность и пренебрежение, ждет от них подвоха. Ребенок часто испытывает чувство тревоги, переживает. Все это может приобрести форму глубокой психологической травмы. И первостепенная задача психологов и педагогов - помочь ребенку преодолеть все трудности межличностного общения.

В том случае, если собственная оценка ребенка совпадает с оценкой других, то это свидетельствует о том, что дошкольник уверен в любви окружающих, чувствует себя защищенным. Он не будет проявлять демонстративный или агрессивный тип поведения, пытаясь самоутвердиться. Такой ребенок не будет замкнутым и обидчивым.

Исследователи отмечают, что отдельные эмоциональные проявления приобретают устойчивый характер, в дальнейшем они способствуют возникновению определенных форм поведения. Так Л.И. Божовичубеждена, что такие устойчивые формы поведения составляют «основу формирования характера» (Л.И. Божович, 2008). Например, чувство радости, которое закрепляется при конкретных ситуациях и затем превращается в черту характера - жизнерадостность. При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Как отмечают психологи, зачастую к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребенка с окружающими людьми или приобретение этими связями искаженных форм.

Такие негативные эмоциональные состояния отрицательным образом сказываются на психической деятельности и поведении дошкольника. Так ребенок недружелюбно относится к сверстникам в группе, отрицает совместную деятельность, становится равнодушным и подозрительным. В более позднем возрасте это может привести к задержке общего психического развития ребенка. Вследствие этого человек не сможет гармонично развиваться.

Дошкольный возраст - тот период, когда формируются ключевые качества личности и характера ребенка, поэтому особое внимание необходимо уделять процессу воспитания доброжелательных, гуманных отношений между детьми. Безусловно, гармоничное социальное развитие может осуществляться только при эмоциональном контакте со взрослыми. Если ребенок хорошо чувствует себя в окружении близких, то это положительно скажется и на взаимоотношениях со сверстниками (А.Д. Кошелева, 2003).

Усваивать моральные нормы и правила поведения помогают детям сказки, рассказы. Дошкольники учатся оценивать поступки героя, разводят понятия «хорошо» и «плохо». Однако в реальной жизни дети зачастую не разграничивают эти понятия.

Соревновательное начало не должно быть определяющим в игре или какой-либо другой деятельности, поскольку ребенок заостряет внимание на своих достоинствах, его поведение зачастую становится демонстративным, а иногда и агрессивным. Вследствие этого происходит разобщение среди детей, прерывается процесс взаимодействия. Поэтому для развития доброжелательного отношения между сверстниками необходимо исключить элементы конкуренции из любого рода деятельности.

Другой способ воспитания гуманного отношения дошкольника к сверстникам - организация совместной деятельности дошкольников. Как было сказано ранее, совместная деятельность является важнейшим условием развития всех детей и каждой конкретной личности в частности. Однако не всегда занятия проходят по намеченному плану: часто дети в процессе игры ссорятся, выражают свое недовольство. Психологи отмечают, что это происходит тогда, когда ребенку не хватает внимания. А ведь совершенно очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сочувствию, к сопереживанию. Поэтому ключевой задачей родителей, воспитателей, психологов является воспитание не только навыков общения, но и нравственных чувств.

Необходимо отметить, что межличностные отношения сверстников старшего дошкольного возраста зависят от многих факторов, таких как взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Важен эмоциональный климат в группе, который создает либо доброжелательные, либо отрицательные отношения между сверстниками. Все это влияет на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Группа сверстников для ребенка - источник многих положительных эмоций. В ней дети проходят специальную тренировку во взаимодействии друг с другом. Группа помогает формированию взглядов и поведения ребенка. В дошкольной группе корректируется самооценка. Именно сверстники помогают дошкольнику адекватно оценить собственное поведение как через сравнение его с поведением других детей, так и с помощью оценок, которые дают ему сверстники. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества.

Делись добром ;)