Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками

курсовая работа

2.1 Изучение отношений детей в группе сверстников

Исследование межличностных отношений связано с рядом трудностей, поскольку отношение, в отличие от общения, нельзя непосредственным образом наблюдать. Вербальные методы в отношении детей дошкольного возраста имеют диагностические ограничения. Зачастую то, что говорят дети, не соответствует их действительному отношению к окружающему. Вопросы, которые требуют вербального ответа, отражают более или менее осознанные установки и представления ребенка. Но в большинстве случаев существует разрыв между осознанными представлениями и реальными отношениями детей. То, что заложено в сознании, в большинстве случаев скрыто не только от наблюдателя, но и от самого ребенка. В своем исследовании мы опирались на три методики, чтобы выявить более или менее объективные стороны отношений дошкольников.

Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 15 «Малютка» г. Павловский Посад. Состав группы - 18 человек. Возраст детей - 6-7 лет. На момент эксперимента в группе находилось 13 детей. Для диагностики межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста мы решили применить три методики. Одна из них - беседа с ребенком. В ходе диалога мы смогли выявить представления ребенка о своих переживаниях и состоянии сверстника. Необходимо создать доброжелательную атмосферу перед началом разговора, чтобы ребенок был искренним, не зажатым в общении. Мы задали ребенку следующие вопросы:

- Хочется ли тебе ходить в детский сад? Расскажи, почему.

- Нравится ли тебе ребята в группе? Испытываешь ли ты радость при встрече с ними?

- Есть кто-то из ребят, кто тебе не нравится? Объясни, почему.

- Представь ситуацию: ты дал другу свою самую любимую игрушку и решил сразу ее забрать. Как думаешь, какое будет настроение у друга? Расстроится ли он?

- А смог бы ты подарить свою самую любимую игрушку другу? Как думаешь, он обрадовался бы?

- Расскажи, как ты себя чувствуешь, когда в детском саду тебя хвалят? А как ты думаешь, какое будет настроение у твоего друга, если похвалят его?

- А если твоего друга станут ругать, что он будет чувствовать? А если будут ругать тебя?

- Представь ситуацию: вы играете с другом в какую-нибудь игру, и у него что-то не получается. Как думаешь, он расстроится? Ты поможешь ему справиться?

- Родители пообещали сводить тебя в зоопарк на выходных, но не смогли из-за домашних дел. Скажи, какое у тебя настроение было бы? Ты бы расстроился?

Данные вопросы можно условно разделить на три группы:

1. Вопросы, которые выявляют общее оценочное отношение ребенка к детям в группе. Например, вопросы о предпочтениях дошкольника (Нравится ли тебе ребята в группе?Есть кто-то из ребят, кто тебе не нравится?). Если ребенок положительно относится ко всем детям, то это означает, что ребенок во-первых, чувствует себя уверенно среди сверстников, во-вторых, занимает гуманную позицию к окружающим. Если преобладает отрицательная оценка по отношению к сверстникам, значит ребенок испытывает внутреннюю неудовлетворенность окружающим, а также поверхностно относится к сверстникам.

2. Вопросы, с помощью которых можно выявить степень сформированности представлений дошкольника о своих внутренних переживаниях и чувствах. Например, это вопросы о несостоявшемся походе в зоопарк, о том, что ребенка похвалят и т.д.

3. Вопросы, которые определяют уровень сформированности представлений дошкольника о состоянии сверстника. Например, это вопросы о том, что будет чувствовать друг, когда его похвалят или поругают и т.д. Такие вопросы позволяют определить, насколько хорошо ребенок понимает и чувствует субъективное состояние сверстника: его чувства, эмоции, настроение.

При обработке ответов на вопросы первой группы необходимо зафиксировать ответы, в которых дается положительная и отрицательная оценка сверстникам, а также варианты отсутствия ответов. При обработке вопросов второй и третьей групп необходимо зафиксировать адекватность оценки и варианты отсутствия ответов.

Для облегчения обработки ответов введем трехбалльную шкалу. Слабовыраженная инициативность оценивается в 1 балл. Средний уровень - 2 балла. Высокий уровень - 3 балла.

Следующая методика - создание проблемной ситуации.

В деятельности задействовано двое детей. Одному из них предлагается соединить части картинки. Другой должен наблюдать за действиями сверстника. Необходимо зафиксировать, насколько ребенок заинтересован в действиях другого, насколько вовлечен в эксперимент и с какой интенсивностью наблюдает за происходящим. Задача воспитателя во время выполнения задания сначала порицать действия первого ребенка, а потом поощрить его. Необходимо отметить, как отреагировал второй ребенок на оценку воспитателя. После того как картинка собрана, аналогичное задание предлагается наблюдателю.

Следующее задание для детей - одновременно собрать цветочки красного цвета. У одного ребенка на столе достаточное количество деталей красного цвета, у другого таких деталей меньше. Второй ребенок в ходе игры начинает понимать, что у него не получается цветок. Необходимо зафиксировать дальнейшие действия ребенка: будет ли он просить помощи у сверстника или же с обидой уйдет. Далее детям предлагается собрать цветочки желтого цвета. На этот раз у первого ребенка не хватает желтого. Наблюдаем, как поведут себя дети в такой ситуации.

Если ребенок помогает другому, отдает детали, которые нужны самому, значит стоит говорить о сопереживании и нормальных межличностных отношениях между сверстниками.

Показатели поведения оцениваются по следующим параметрам:

- Эмоциональная вовлеченность ребенка в действия сверстника:

0 - абсолютное отсутствие интереса к деятельности сверстника, а именно часто отвлекается, смотрит в стороны, занимается своим делом;

1 - заинтересованность, но часто отвлекается;

2 - периодически останавливает внимание на действиях сверстника, комментирует;

3 - полная вовлеченность и активное вмешательство в деятельность сверстника. межличностный дошкольник общение сверстник

- Эмоциональная оценка действий сверстника (положительное отношение, одобрение; насмешка, агрессия или демонстративное поведение, то есть сравнение с собой).

0 - отсутствие какой-либо оценки;

1 - негативная реакция;

2 - демонстративное поведение;

3 - положительная реакция.

- Эмоциональная реакция на успех или неудачу сверстника, на оценку воспитателем деятельности сверстника.

0 - безразличие, индифферентная позиция;

1 - порицание педагога одобряется, похвала, соответственно, вызывает протест;

2 - согласие с похвалой и порицанием, стремление к адекватности оценки деятельности сверстника;

3 - принятие положительной оценки и протест против порицания, выражение способности к сопереживанию.

- Поведение ребенка в ситуации, когда необходимо отдать свои детали для успешного выполнения задания сверстником.

0 - отказ;

1 - неохотно, под давлением со стороны уступает детали;

2 - дает детали, но только после того, как самостоятельно выполнят задание;

3 - без уговоров отдает нужные детали сверстнику, иногда предлагает помощь самостоятельно. Исключается конкурентное начало. В такой ситуации дети выступают партнерами.

Следующий метод - социометрический. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется методами социометрии, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Для этого эксперимента мы выбрали игру «Капитан корабля». Для привлечения внимания ребенка необходимо подготовить материал: нарисованный или игрушечный кораблик. С каждым ребенком проводится индивидуальная беседа.

- Представь, что ты капитан корабля и тебя ждет удивительное путешествие в дальние страны. Кого бы ты взял с собой из своей группы?

- А кто бы был гостем на твоем корабле?

- А кого бы ты никогда не взял с собой в путешествие?

- Кто бы еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

В следующей главе приведем и обобщим результаты, полученные в ходе применения данных методик.

Делись добром ;)