logo
Межличностные отношения у детей в группе детского сада посредством социальной игры

1.5 Особенности отношений к сверстникам дошкольников и влияние на этическое развитие ребенка

Отношение к другому человеку неразрывно связано с отношением человека к самому себе и с характером его самосознания. По мнению Е.О.Семеновой, в основе нравственного поведения лежит особое, субъективное, отношение к сверстнику, не опосредованное собственными ожиданиями, оценками субъекта.

Свобода от фиксации на себе (своих ожиданиях и представлениях) открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие.

Е.О. Семенова в своих исследованиях выделяет три группы детей, с разным типом морального поведения и отношение к другим детям существенно различается исходя из данного типа морального поведения.

· Так дети первой группы, не проявившие морального и нравственного типа поведения, вообще не вступили на путь этического развития.

· Дети второй группы, проявившие моральный тип поведения

· Дети третьей группы с критериями нравственного поведения.

В качестве показателей отношения к сверстнику Е.О. Семенова выделяет следующее:

1. Характер восприятия ребенком сверстника. Воспринимает ли ребенок другого как целостную личность или как источник определенных форм поведения и оценочного отношения к себе.

2. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отдельным от него существом.

3. Характер участия в действиях сверстника и общее отношение к нему: положительное (одобрение и поддержка), отрицательное (насмешки, ругань) или демонстративное (сравнение с собой)

4. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

5. Проявление помощи и поддержки в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу»

Характер восприятия ребенком сверстника тоже определяется его типом морального поведения. Так дети первой группы делают акцент на их отношении к себе, т.е. их оценки опосредованы собственными ожиданиями.

Дети второй группы описывают других ребят, при этом часто упоминая себя и рассказывая о другом в контексте их отношений.

Дети третьей группы с критериями нравственного поведения описывали другого независимо от своего отношения к нему.

Таким образом, дети по-разному воспринимают другого, используя при этом субъективное и объективное видение сверстника.

Эмоциональный и действенный аспект межличностных отношений тоже проявляется у детей исходя из типа его морального поведения. Дети, которые не вступили на путь этического развития, 1-ая группа мало проявляют интереса к действиям сверстников, или выражают негативную оценку. Не сопереживают неудачам и не радуются успехам своих сверстников.

Группа детей, у которых наблюдаются начальная форма морального поведения, проявляют яркий интерес к действиям сверстника: делают замечание и комментируют их действия. Помогают, стараются защитить сверстников, хотя помощь их носит прагматический характер.

Дети с критериями нравственного поведения пытаются помочь своим сверстникам, сопереживают неудачам, радуются их успехам. Помощь проявляют не зависимо от своих интересов.

Таким образом, дети по- разному воспринимают и относятся к друг другу, исходя из особенностей своего самосознания. Так, в центре самосознания детей 1-ой группы не проявивших ни морального, ни нравственного типа поведения, объектная составляющая доминирует, заслоняя собой субъектную. Такой ребенок в мире и в других людях видит себя или отношение к себе. Это выражается в фиксации на себе, отсутствии сопереживания, содействия интереса к сверстнику.

В центре самосознания детей 2-ой группы, проявивших моральный тип поведения, объектная и субъектная составляющие представлены в равной степени. Представления о собственных качествах и способностях нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность вдругом, при сравнении с которым оценить и утвердить себя. Можно говорить о том, что эти дети все же способны «увидеть» сверстника, хоть и через призму собственного «Я».

У детей 3-ей группы, проявивших нравственный тип поведения наблюдается особое отношение к сверстнику, при котором в центре внимания и сознания ребенка стоит другой. Это проявляется в ярком интересе к сверстнику, в сопереживании и бескорыстной помощи. Эти дети не сравнивают себя с другими и не демонстрируют своих преимуществ. Другой выступает для них как самоценная личность. Их отношение к сверстнику характеризуется преобладанием субъективного отношения к себе и другим, и в наибольшей степени отвечает критериям нравственного развития.