Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний

дипломная работа

3.4 Объект и задачи педагогической психологии

Как говорилось выше в данной курсовой работе -- предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И.А. Зимняя).

Отметим что, предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы: -- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание; -- определение целей воспитания;

-- разработка содержания воспитания;

-- исследование и разработка методов воспитания.

Из вышесказанного можно выделить ОБЪЕКТ познания в педагогике -- человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики -- воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) образовательным процессом в целом (В.С. Лазарев и др.), управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.) учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.), индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.). В целом, можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, теоретического мышления, способностей.

Задачами педагогической психологии являются (И.А. Зимняя):

Ш раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

Ш определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) и индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

Ш определение снязи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего .и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

Ш определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

Ш изучение психологических основ деятельности педагога;

Ш определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности, развития научного, теоретического мышления;

Ш определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач;

Ш определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;

Ш разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Делись добром ;)