Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)

курсовая работа

1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики

Необходимым условием психического развития ребенка является со-зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.).

Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана-лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи-ческие условия создают лишь возможности, предпосылки развития вос-приятия.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показали наличие у новорожденных детей ряда рефлекторных реакций, свидетельствующих о готовности анализаторов к приему внешних воздействий Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. /Под ред. А.В. Запо-рожца и М.И.Лисиной. - М., 1966. Изучение деятельности зрительного анализатора показало наличие изменений общей двигательной активности в ответ на действие световых раздражителей. В ряде работ отечественных и зарубежных пси-хологов и физиологов (М.П.Денисова и К.Л.Фигурин, А.И.Бронштейн и Е.П.Петрова, Н.И.Касаткина и А.И.Левикова и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.

Развитие приспособительных механизмов сенсорно-перцептивной сфе-ры ребенка на первом году жизни изучено рядом исследователей Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Носковой А.П. - М., 1989, которые выделяют 4 возрастных периода, характеризующие сенсорное развитие детей этого возраста. Важнейшими приобретениями первого пе-риода (от рождения до конца первого месяца) является появление сле-дящего движения взора (через несколько часов после рождения); появление конвергенции (на 2-й - 3-ей неделе); зрительное сосредеточение (на 3-ей - 4-ой неделе); увеличение расстояния, с которого ребенок может следить за движущимся предметом; слуховое сосредоточение (на 2-ой - 3-ей неделе по мнению Н.Л.Фигурина и М.П.Денисовой, на 9-ый день по данным А.И.Бронштейна и Е.П.Петровой).

На протяжении второго периода (от одного до трех месяцев) по данным исследований В.М.Бехтерева, Н.М.Щелованова зрительная реакция начи-нает играть ведущую роль. Г.Л.Розенгарт-Пупко характеризует третий ме-сяц как основной в развитии зрительного восприятия ребенка первого года жизни: раздражители, отнесенные к другим рецепторным системам - слуху и осязанию - у трехмесячного ребенка вызывают зрительную реакцию (по-ворот головы на звук голоса и поиск взглядом говорящего человека; пере-мещение взгляда на случайно задетую рукой игрушку). В этом возрасте, по данным исследований, возможны выработки первых нестойких условных рефлексов на слуховые и зрительные раздражители (Л.И.Левикова, Н.И.Ка-саткин, М.О.Шрифтзетцер, Ц.П.Неманова).

Третий период (от трех до шести месяцев) характеризуется исследова-телями как период активного развития руки как органа действия и органа познания (Г.Л.Розенгарт-Пупко и др.). Первоначально появляются ощупы-вающие движения своих рук, а затем - движение руки по предмету. К кон-цу шестого месяца происходит важное изменение отношений между зри-тельным восприятием и движением руки. Зрительное восприятия вызывает движения руки и регулирует их протекание в отношении направления и формы. В этот же перид (с четвертого месяца) становится возможным по-лучать устойчивые дифференцировки световых (Н.И.Касаткин) и звуковых (Н.П.Нечаева, А.М.Левикова и др.) раздражителей.

Основное новообразование четвертого периода (с шести до двенадцати месяцев) - связывание движений в определенной последовательности под контролем воспринимающего органа и формирование двигательных сис-тем. Появляется воспроизведение предъявленного образца, моделирование внешнего воздействия Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга-низации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975. Исследования показали возможность выработки устойчивых дифференцировок у детей этого возраста: тонкой дифференцировки звуков по высоте в возрасте 6-7 месяцев (Н.П.Нечаева); дифференцировки основных цветов спектра на 8-м месяце (М.П.Де-нисова, Н.Л.Фигурин); зрительное различение глубины, начиная с 6,5 меся-цев (Дж.Гибсон).

Таким образом, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребенка заключается главным образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к особенностям внешних воздействий.

Исследования развития детей второго-третьего года жизни показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А.Абдуллаева, С.Л.Новоселова, Н.М.Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических иссле-дований установлено, что основной линией сенсорного развития детей второго-третьего года жизни является формирование восприятия отно-шений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.,1984.

.

В настоящее время исследования в области психологии и педагогики умственно отсталых детей сосредоточены на изучении детей, имеющих умственную отсталость в степени дебильности. Поэтому мы считаем целесообразным начать анализ современного состояния особенностей сенсорно-перцептивного развития именно этой категории детей. Другой причиной, побудившей пойти нас по этому пути, является малочисленность исследований особенностей восприятия детей с выраженной интеллекту-альной недостаточностью и практически полное их отсутствие в отношении этой категории детей младшего возраста. Мы можем лишь предположить, что все выявленные исследователями особенности и недостатки сенсорно-

перцептивного развития будет иметь место в еще более выраженной форме у детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недоста-точностью.

Делись добром ;)