Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)
3.1 Задачи и методика эксперимента
Основной задачей данного исследования являлось изучение актуально-го уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной ин-теллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предпо-лагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточ-ностью. Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития детей этой категории.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей с глубоким нарушением интеллекта проводилось в 2007 году на базе….
В ис-следовании принимало участие 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в воз-расте от 4 до 8 лет, в том числе.
Все дети имеют умственную отсталость. В том числе: умственная отсталость в степени легкой имбецильности зафиксирована у 10 человек, умственная отсталость в степени имбецильности - у 14 человек, умственная отсталость в степени выраженной имбецильности - у 4 человек.
Мы приняли следующий порядок эксперимента: на первом этапе особенности сенсорно-перцептивного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов. Второй этап предполагал проведение индивидуального психолого - педагогического эксперимента.
Наблюдение за свободной деятельностью детей проводилось в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игруш-ками. Задачей наблюдения являлось:
а) выявление наличия самостоя-тельной деятельности детей;
б) выявление уровня развития действий с иг-рушками.
Предпринятое наблюдение за деятельностью детей в процессе прове-дения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное содержание и условия прове-дения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей до-школьного возраста на втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента.
Эксперимент включал задания, направленные на изучение ори-ентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Эксперимент про-водился индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная игрушка) в те-чение непродолжительного времени.
Были предложены задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Данные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В пред-лагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком.
Материал для исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).