1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Семья как фактор морального развития
Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Ценностная ориентация подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равнее с ними в правах. То, как сложится отношение в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувство взрослости от своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. п.
Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жестокий, тотальный контроль в авторитарном воспитании и почти полная отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают своим детям, что им делать; ребенок может высказывать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельное решение сам, но должен получить одобрение родителей; родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.
Петровский А.В. выделяет такие стили воспитания как демократичный, авторитарный, эмоциональное отвержение, гипоопека и гиперопека.
Демократичные родители ценят в поведение подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростков; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Дети в семьях с демократическим стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстником. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами подростки с трудом поддаются внешнему контролю.
Авторитарные родители требуют от подростка безприкасловного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт( например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность в отсутствии родственников врезает замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку.
Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Дети при этом замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на которых можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других внешних влияний. Ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. Если ребенок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы неприемлимого поведения.
Родительская любовь - совершенно необходимая, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «за ребенка», излишняя близость становится тормозом на пути личностного роста обоих - и подростка, и его мамы.
Вместе с тем по данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки [1,с.306].
Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по прежнему опекают их, не доверяя им принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и самореализации.
Это все еще во время собственной карьеры родителей, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и на подростка.
Иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная деталь - несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку: подростки выходят из под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи [2, с. 79].
Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания. Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношение холодное, отстраненное. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплый отношения. Индефферентный стиль - низкий уровень контроля и холодное отношение [3, с.156].
Мишина Т. М. описывает наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка [4, с.335].
Э.Г. Эйдемиллер выделил шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
Гипопротекция (гипоопека) характеризуются отсутствием необходимой заботы о ребенке.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Такой вариант отношений доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно и скрыто - в виде издевок, иронии, высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее [5, с.232]
С. Д. Лаптенок пишет, что из опроса 304 старшеклассников Минска видно, что только 43 % из них считают свою семью дружелюбной сплоченной; у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % - с матерями. И это в обычных семьях, а в конфликтных, порождающих «трудных» детей, дело обстоит еще сложнее. Не зря же каждый третий из числа последних (опрошены 102 «трудных» ребенка в Заводском районе Минска) свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а так же недружелюбным отношением к себе со стороны отца или матери [6, с 139].
Исходя из названных выше классификаций стилей воспитания, мы решили рассмотреть методику измерения родительских установок и реакций Т.Е. Архиреева.
Предлагается адаптированная на русскоязычной выборке Методика измерения родительских установок и реакций (РАRI), авторами которой являются Е. Шефер и Р. Белл. Описывается психометрическая адаптация теста, включающая такие процедуры, как анализ внутренней согласованности пунктов опросника, проверка его устойчивости к перетестированию, рестандартизация тестовых норм, проверка воспроизводимости структуры отношений между шкалами и анализ корреляций с релевантным критерием. Приводится текст опросника и инструкция по проведению данной методики, обработке данных и интерпретации полученных результатов.
Чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи нашей страны в большинстве случаев пользуются тремя наиболее известными методиками: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга, переводной опросник «Измерение родительских установок и реакций» (РАRI) Е. Шефера и Р. Белла. Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфику применения. Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку. Опросник включает утверждения типа «Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка» или «Я часто ловлю себя на враждебном отношении к моему ребенку» и т.д. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании конкретного ребенка. Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях подростков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в и инспекции по делам несовершеннолетних. Это определяет цель использования опросника -- выявление ошибок в родительском воспитании. Этот опросник так же, как и ОРО, изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании подростка.
Опросник РАRI направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать априорные установки родителей на воспитание ребенка, что необходимо в практике усыновления и при создании семейных детских домов.
Все три опросника можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.
Методика PARI апробирована на выборке из 263 родителей учащихся начальных классов. Опросник РАRI (4-я форма) включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по пять вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Например, шкала 1 «Предоставление ребенку возможности высказаться» включает в себя такие пункты: 1, 24, 47, 70, 93: шкала 2 «Оберегание ребенка от трудностей» -- 2, 25, 48, 71, 94 и т.д.
Опросник объединяет следующие шкалы (приводим их названия в том порядке, в каком они заложены в опроснике):
1. Предоставление ребенку возможности высказаться.
2. Оберегание ребенка от трудностей.
3. Ограничение матери ролью хозяйки дома.
4. Подавление воли ребенка.
5. «Жертвенность» родителей.
6. Страх причинить вред ребенку.
7. Супружеские конфликты.
8. Строгость родителей.
9. Раздражительность родителей.
10. Зависимость ребенка от матери.
11. Поощрение зависимости ребенка от родителей.
12. Подавление агрессивности ребенка.
13. «Мученичество» родителей.
14. Равенство родителей и ребенка.
15. Поощрение активности ребенка.
16. Избегание общения с ребенком.
17. Невнимательность мужа к жене.
18. Подавление сексуальности ребенка.
19. Власть матери.
20. Навязчивость родителей.
21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
22. Ускорение развития ребенка.
23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка.
Психометрическая адаптация переводного теста-опросника PARI включает следующие процедуры:
1) анализ внутренней согласованности пунктов, из которых состоит тест-опросник;
2) проверку устойчивости к перетестированию:
3) проверку или рестандартизацию тестовых норм;
4) проверку воспроизводимости структуры отношений между шкалами:
5) анализ корреляций с релевантным критерием.
РАRI является многомерным опросником, поэтому осуществлялось выявление связей между шкалами с помощью факторного анализа. В результате было получено три фактора.
Фактор 1. Гиперопека -- отсутствие родительской опеки
Шкалы фактора 1 с соответствующими нагрузками приводятся в табл. 1.
Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность фактора свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить сына или дочь.
Таблица 1 - Шкалы, вошедшие в фактор 1
№ шкалы |
Название шкалы |
Факторная нагрузка |
|
2 |
Оберегание ребенка от трудностей |
0,724 |
|
10 |
Зависимость ребенка от матери |
0.479 |
|
11 |
Поощрение зависимости ребенка от родителей |
0.502 |
|
12 |
Подавление агрессивности ребенка |
0.612 |
|
18 |
Подавление сексуальности ребенка |
0.513 |
|
20 |
Навязчивость родителей |
0.543 |
Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что родители обладают высшей мудростью. При этом родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль [7,с.144].
Оказалось, что с опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают послушность ребенка, его недостаточную зрелость и зависимость от взрослого [8, с.153].
Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, в этом случае между родителями и ребенком существует большая межличностная дистанция. Родители отрицают значение собственного влияния на ребенка.
Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком -- демократичность
В данный фактор вошли шкалы, перечисленные в табл. 2.
Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности, равенства в общении с сыном или дочерью. И наоборот, противоположный полюс -- о преимущественных установках родителей на демократичность: родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.
Таблица 2 - Шкалы, составляющие фактор 2
№ шкалы |
Название шкалы |
Факторная нагрузка |
|
1 |
Предоставление ребенку возможности высказаться |
-0.882 |
|
14 |
Равенство родителей и ребенка |
-0,484 |
|
15 |
Поощрение активности ребенка |
-0,462 |
|
21 |
Товарищеские отношения и участие в воспитании ребенка |
-0,448 |
Фактор 3. Авторитарный контроль -- отказ от авторитарности
В данный фактор вошли пять шкал (табл. 3).
Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством обременительности.
Полученные факторы частично совпадают с факторной структурой оригинальной методики. В оригинальной методике заложены четыре основных фактора: «Авторитарность», «Демократичность», «Опека» и «Супружеские отношения». В нашем случае не выделялся фактор, характеризующий супружеские отношения. Одна из шкал вышеназванного фактора вошла в полученный нами фактор «Диктат в воспитании».
По всей видимости, супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании, сопровождаемое чувством обременительности родительских обязанностей, являются показателями обшего неблагополучия семьи.
Валидность опросника Т.А. Архиреева попыталась определить посредством анализа корреляций шкал теста ОРО (А.Я. Варга -- В.В. Столина), характеризующих установки на тот или иной тип воспитания, со всеми шкалами методики РАRI.
Прокоррелировав показатели шкалы «Авторитарная гиперсоциализация» ОРО со всеми 23 шкалами опросника РАRI, мы обнаружили, что вышеназванная шкала ОРО значимо коррелирует со шкалами РАRI.
Строгость родителей -- 0,502 (р<0,01). Навязчивость родителей -- 0,464
Таблица 3 - Шкалы, составляющие фактор 3
№ шкалы |
Название шкалы |
Факторная нагрузка |
|
4 |
Подавление воли ребенка |
0,403 |
|
7 |
Супружеские конфликты |
0.461 |
|
8 |
Строгость родителей |
0.550 |
|
9 |
Раздражительность родителей |
0.650 |
|
13 |
«Мученичество» родителей |
0,504 |
моральный развитие компетентность нравственный
ОПРОСНИК
ИНСТРУКЦИЯ РОДИТЕЛЯМ
Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: С-- полностью согласен, с-- почти согласен, н-- скорее не согласен, Н-- полностью не согласен.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на вес вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ. КАСАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Детям можно позволить не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.
3. Для хорошей матери дом -- это самое главное.
4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.
6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.
7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.
8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.
10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.
11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.
13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства -- это чувство, что она не успевает сделать все.
14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.
15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.
16. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.
17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.
18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.
19. Если мать не сумеет создать лома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.
20. Матери следовало бы взять за правило интересоваться всем, о чем думает ее ребенок.
21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.
22. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 мес.
23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.
24. У детей следовало бы поощрять стремление высказываться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.
25. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.
26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.
27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка (устранив возможную причину) этого плохого поступка.
28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ее ребенка.
29. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.
30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.
31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.
32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.
33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.
34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.
35. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.
36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».
37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.
38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.
39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.
40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.
41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.
42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии могла бы справиться с большинством трудностей самостоятельно.
43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.
44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.
45. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучать.
46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести все бремя воспитания ребенка.
47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.
48. Ребенка нужно ограждать от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.
49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо она будет общаться с соседями и приятелями.
50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.
51. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за тс, что они сделали для своих детей.
52. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.
53. Даже если муж и жена любят друг друга, то все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.
54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми
55. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.
56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.
57. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.
58. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.
59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.
60. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.
61. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.
62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.
63. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.
64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.
65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.
66. Тревожные родители пытаются узнать все. о чем думает их ребенок.
67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают им взросление.
68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.
69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.
70. Принимая какое-нибудь решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.
71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.
72. Многие матери забывают, что место матери дома.
73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.
74. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.
75. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.
76. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.
77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.
78. Воспитание детей -- разрушительная работа для нервов.
79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.
80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.
81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.
82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у Вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что Вам нравится.
83. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.
84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаше всего бывает счастлив.
85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.
86. Если бы матери могли осуществлять свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.
87. Секс -- одна из самых сложных проблем воспитания.
88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.
89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок -- часть ее.
90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.
91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.
92 Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.
93. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.
94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишить их уверенности в себе.
95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.
96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.
98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.
99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.
100. При строгом воспитании дети более счастливы.
101. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.
102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.
103. В детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнения родителей.
104. Большинство родителей предпочитает спокойных детей.
105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.
106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так. как они хотят, а детям запрещали это делать.
107. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.
108. Если Вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.
109. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.
110. С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.
111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.
112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.
113. Если вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя более расположенными к Вам, и им будет легче общаться с Вами.
114. Ребенка следует, как можно раньше отлучать от груди и от бутылочки.
115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим сама.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА
Бланк для ответов составлен так, чтобы пункты каждой шкалы опросника были на одной строчке, т.е. например, строчка бланка включает такие номера как 1. 16. 31, 46, 61 -- это пункты первой шкалы опросника «Предоставление возможности высказаться».
После того, как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов в каждой строке опросника. За ответ «С» присуждается 4 балла, «с» - 3, «н» - 2, «Н» - 1балл. Минимальное количество баллов в шкале - 5, максимальное - 20. Если же балл, набранный родителями, попадает в 8, 9 или 10-й стен, та это говорит о высоком уровне выраженности признака. Например, по шкале «Предоставление ребенку возможности высказаться» родители получат 16 баллов. Сравнивая этот результат с тестовыми нормами, мы видим, что 16 баллов по этой шкале -- это 4-й стен, т.е. в данном случае этот признак родительского воспитания выражен средне.
Следующий шаг при обработке данных -- выявить преобладающий тип родительского воспитания. Можно говорить о направленности родителей на гиперопекаюшее воспитание, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:
2. Оберегание ребенка от трудностей.
10. Зависимость ребенка от матери.
12. Подавление агрессивности ребенка.
18. Подавление сексуальности ребенка.
20. Навязчивость родителей.
Родители в большей мере склонны к демократичному воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам:
1. Предоставление ребенку возможности высказаться.
14. Равенство родителей и ребенка.
15. Поощрение активности ребенка. 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
Можно говорить о склонности родителей к авторитарности в воспитании, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:
4. Подавление воли ребенка.
7. Супружеские конфликты.
8. Строгость родителей.
9. Раздражительность родителей. 13. «Мученичество» родителей.[7, с. 145].
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
- 1.2 Возрастные особенности морального развития подростков
- 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
- 2.1 Моральная компетентность и методы ее изучения
- 2.2 Нравственное поведение и методы его исследования
- 12_)Развитие социально ответственного и толерантного поведения у детей и подростков.
- 1.3. Причины делинквентного поведения подростков и особенности рефлексии подростков с делинквентным поведением
- I.2 особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков
- Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе
- Реферат: Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе
- Нравственное воспитание в семье и школе
- 2. 3. Неблагополучная семья как важный фактор формирования отклоняющегося поведения подростков