Методы позитивной педагогики

курсовая работа

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проблемы поиска эффективных средств коррекции осложненного поведения младших школьников осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №21» г. Славгорода. Исследование охватило 12 учащихся 2 класса.

Целью методических исследований было выявление изменений в поведении после влияния методов позитивной педагогики.

Каждая методика является подходом к учащимся, так как все дети абсолютно разные. Есть такие учащиеся, у которых слабое накопление жизненного опыта, поэтому трудно подобрать одну универсальную методику. Каждая методика ориентирована на выявление восприятия межличностных отношений.

Как понятие методика - это довольно определенная, условная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. (Словарь практического психолога)

Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся.

В данной работе мы использовали 3 методики:

· Методика «Социометрия» (тестирование);

· Методика «Восприятие индивидом группы» (тестирование);

· Методика «Дом. Дерево. Человек» (тестирование).

Методика №1 - «Социометрия».

Цель методики - изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы.

Ход работы: каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а)? (Здесь и в ответе на следующие три вопроса укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критерием выбора (два положительных и два отрицательных). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Результаты записываются в таблицу - социоматрицу. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Методика №2 - «Восприятие индивидом группы».

Цель: выявить отношение учащихся к окружающим.

Ход работы: учащимся были даны бланки с тестом. В тестировании участвовали все 12 человек из класса. Тест состоял из 14 вопросов. Для лучшего восприятия теста, мы предоставили эти вопросы каждому индивидуально, для зрительной опоры во время исполнения. Каждому учащемуся необходимо было выбрать только один вариант ответа, наиболее точно выражающий его точку зрения.

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.

Методика №3 - «Дом. Дерево. Человек».

Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Материал. Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 см (рисуночная форма). Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: Дом, Дерево, Человек; несколько простых мягких карандашей, ластик. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Инструкция. «Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно - это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.

Делись добром ;)