logo
Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

4. Развитие мелкой моторики

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада, так как работает тифлопедагогом в ДОУ № 40 Центрального района. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:

упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.

Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

Разноцветные прищепки на сетке

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы

Ребенок подходит к своему рабочему месту - сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.

Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)

В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

Пальчиковый бассейн

Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.

Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия.

Описание работы

Задания. Пальчиковая гимнастика.

Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)

Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)

Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Диагностические пробы

Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.

Загадки.

Занятия в «Шариковом бассейне»

Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:

- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);

- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

- подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;

- бросание шариков вверх и сопровождение их взором;

- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики;

- перекладывание шариков из одной руки в другую из положения сидя, лежа, зарывшись в шарики;

- катание шариков в ладонях из положения сидя;

- упор на шариках руками в положении лежа на животе;

- разбивание шариков правой, левой рукой в положении сидя;

- отодвигание шариков рукой вправо (влево) в положении сидя, стоя;

- перебрасывание шариков из одной руки в другую;

- поднимание шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;

- подбрасывание шариков ногами из положения лежа;

- отталкивание шариков ногами к барьеру бассейна одной, двумя ногами в положении сидя, лежа;

- собирание шариков ногами в положении сидя;

- катание шариков вправо-влево из положения сидя;

- катание шариков ногами в положении стоя;

- отодвигание шариков двумя руками вправо (влево) поверх шариков и зарывшись в них;

- подтягивание ног к себе, отбрасывание шариков в положении лежа;

- поворачивание с бока на бок, разгребая шарики;

- передвижение по бассейну, сначала сверху шариков, затем зарывшись;

- ныряние в шарики;

- релаксация (лежа в шариках).

Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой.