Агрессивное поведение детей и подростков

курсовая работа

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.

Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию совершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

- современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая - у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах - Москва, 1980.

2. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы - Москва, 1990.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - Москва, 1993.

4. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. / Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва, Архангельск, 1993.

5. Горьковая И.А Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков, автореферат диссертации кандидата психологических наук - Санкт-Петербург, 1992.

6. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва & Архангельск, 1993.

7. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Озерецковский В.В. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддитивного поведения - Санкт-Петербург, 1997.

8. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно// Советская педагогика - 1991 год - №6 - стр. 141-142.

9. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков - Москва, 1988.

10. Паренс Генри. Агрессия наших детей. - Москва, 1997.

11. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика - 1984 - №5 - стр. 141.

12. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения автореферат диссертации кандидата психологических наук - Тверь, 1995.

13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - Москва, 1996.

14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - Москва, 1998.

15. Сурков А. Семейные войны // Стрела - №14 (143) - Санкт-Петербург 1999, апрель - стр. 6.

16. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. - Москва, 1997.

17. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // «Советская педагогика» - 1984 - №5 - стр. 52-55.

18. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука - учителю. - Москва, 1985.

Делись добром ;)