1.1 Общая характеристика средств массовой коммуникации
коммуникация информация психический здоровье
Термин «коммуникация» возник от латинского communicare, что означает «советоваться». Понятие «массовая коммуникация» возникло в начале ХХ века в США. Автор понятия «массовая коммуникация» психолог Ч. Кули.
Сообщения массовой коммуникации играют большую роль в жизни людей, поэтому, конечно, привлекают к себе внимание исследователей. Надо заметить, что до сих пор в социологии массовых коммуникаций остается немало «белых пятен».
Этим, в частности, обусловленные взгляды на ключевые понятия «массовая коммуникация».
Более или менее широкое определение дано в «Философском словаре»: Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Философский словарь. -- М.: Политиздат, 1972. - С. 557. Через 12 лет это определение было усовершенствовано «передача информации с помощью технических средств (через прессу, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозапись) на массовую, расположенную в разных местах, неоднородную и анонимную аудиторию с целью утверждения духовных ценностей и осуществление идеологического, политического, экономического и организационного влияния на оценки, мнения и поведение людей « Философский энциклопедический словарь. - М.: Политиздат, 1983. - С. 567.. Некоторые исследователи обращают внимание прежде всего на момент общения: массовая коммуникация - это «анализ общения, которое осуществляется путем использования средств массовой коммуникации (прежде прессы, радио, телевидение» Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов, М. С. Ковалева, А. Ф. Филиппов. -- М.: Политиздат, 1990. - С. 354., «процесс массового духовного общения, обмен социальной информацией между социальными субъектами, посредством специальных технических средств и социальными институтами, которые их обслуживают: средствами массовой информации и пропаганды» Манаев О. Т. Методическое обеспечение комплексного социологического исследования эффективности функционирования республиканских СМИП // Проблемы эффективности средств массовой информации и пропаганды / Отв. ред. В. С. Коробейников. -- Минск, 1981. -- Ч. 1. - С. 124.. Белорусский исследователь О. Т. Манаев считал, что социальная информация трансформируется в рамках массовой коммуникации и состоит из нескольких потоков коммуникации: поток информации от коммуникатора (редакций газет, радио, телевидения и их издателей) до коммуниканта (массовой аудитории), поток информации от коммуниканта к коммуникатору («непосредственной» обратная связь) и поток информации от одного коммуниканта к другому через СМИ (обратная связь). Автор «Словаря массовых коммуникаций», американский ученый Х. Джекобсон считал, что «массовые коммуникации - это техническая форма коммуникации, которая позволяет быстро передавать информацию разнородной и объективно безличной аудитории» Якобсон Г. Словарь массовых коммуникаций. - Н. Ю., 1991. - С. 60.. Г. И. Хмара писала, что «массовая коммуникация - это социально обусловленный процесс воздействия информации посредством каналов пропаганды и других технических средств на личность, различные группы населения, общество в целом, процесс, который учитывает социальную, демографическую структуру аудитории, ее интересы, запросы, психологическое восприятие, и направлен на формирование мировоззрения» Хмара Г. И. Некоторые проблемы управления системой массовой коммуникации // Из опыта конкретно-социологических исследований: Сб. ст. / Редкол. Д. Д. Лубсанов (отв. ред.) и др. -- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. -- 1991. -- Вып. 11. - С. 65..
Термин «массовая коммуникация» употребляется как в отечественной, так и в зарубежной литературе неоднозначно. Им обозначают как минимум три явления: 1) передача и распространение информации на массовую аудиторию, 2) собственно информацию, 3) средства массовой коммуникации. Для обозначения содержания коммуникации было предложено пользоваться термином «социальная информация», а институты распространения коммуникации «средствами массовой информации».
Интересные мысли высказал по поводу термина «массовая коммуникация» известный российский ученый Б.М. Фирсов. Он считает, что «массовая коммуникация - это социально обусловленный процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных, правовых и иных норм) в обществе на количественно большие и расположены в разных местах аудитории с помощью специальных институтов, которые используют для этого технические средства (пресса, радио, телевидения)» Фирсов Б.М. Массовая коммуникация в условиях различных социальных систем: - М., 1979. - С. 23.. Как любое общественное явление, массовая коммуникация носит организованный характер. Формой ее социальной организации являются институты - средства массовой коммуникации, то есть пресса, телевидение, радиовещание и т.д. Деятельность этих средств распространения информации и ее социальные последствия дают возможность понять особенности процессов массовой коммуникации, которые присущи обществу.
Большой интерес к средствам массовой коммуникации объясняется тем, что она играет чрезвычайно большую роль в жизни миллионов людей. Американский специалист по проблемам телевидения Н. Джонсон писал: «Мы вышли из времени, в котором политическая и экономическая власть измерялась земельными владениями, или капиталом, или трудом, а перешли в любое время, в значительной степени определяется доступом к информации масс. Лицо или орган, имеющие доступ к максимальному объему нужной информации и используют ее в наиболее удобной форме в максимально короткое время, имеют сегодня наибольшую власть» Джонсон Н. Как реагировать на телевизор // США: экономика, идеология, политика. - 1971. - № 1. - С.12.. Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.
Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: А) Создает и поддерживает общую «картину мира». Б) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». В) Передает от поколения к поколению ценности культуры. Г) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.
Если подвести итоги многочисленных определения, то кажется справедливым что средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
- Введение
- 1. Влияние средств массовой коммуникации на психику личности
- 1.1 Общая характеристика средств массовой коммуникации
- 1.1.1 Сущность массовой коммуникации
- 1.1.2 Виды массовых коммуникаций
- 1.1.3 Функции массовой коммуникации
- 1.2 Особенности влияния средств массовой коммуникации на психику личности
- 1.3 Роль средств массовой коммуникации в формировании личности
- 2. Проблема влияния негативной информации в средствах массовой коммуникации на психическое здоровье детей
- 2.1 Психическое здоровье в системе психологических и медицинских знаний
- 6.Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
- Средства массовой коммуникации
- Деструктивное влияние российских средств массовой информации на молодежную аудиторию
- 23. Влияние средств массовой коммуникации на общество и каналы такового влияния.
- 7.1 Негативные воздействия массовой коммуникации
- Негативное влияние сми.
- 2 Негативное влияние сми на молодеж
- Тема 14. Аспекты влияния средств массовой коммуникации на социализацию. Воздействие массовых коммуникаций на индивидуальное и массовое сознание.
- Средства массовой коммуникации и субкультура как мезофакторы социализации.