Бродяжничество как социальное явление

курсовая работа

1.1 Содержание понятие "девиантное поведение"

Термин "девиация" происходит от латинского слова, что буквально значит "от дороги" (дорога) и переводится как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов [28].

Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми. Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, полового, идеологического и т.д.

«Норма» - это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.

Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.

Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье [18].

Причинами девиантного поведения могут выступать как биологические, так и социально-психологические факторы.

Социально - психологически детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (Бандура, 2000) и социальным окружением [3].

Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории дифференцированной ассоциации (связи) Э.Сазерленда (1966). С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.

Под биологическими предпосылками отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику ВНД, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии. Ряд исследований, проведенных на близнецах, достоверно показали, что эмоциональная устойчивость, отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям и др. передаются по наследству [11].

К биологическим факторам, участвующим в организации поведения индивидов, могут быть отнесены их пол и возраст. Данные о зависимости различных девиаций от пола не являются однозначными. И все же в целом можно сказать, что среди мужчин уровень девиантности несколько выше. Что касается возраста, то наиболее подвержены девиантному поведению молодые люди.

Биологическими детерминантами девиаций также можно считать состояние здоровья индивидов: истощение, хронические соматические заболевания, травмы, физические недостатки, дефекты речи и т.п. В соответствии с законами восприятия к неполноценным людям относятся не так (или не совсем так), как к здоровым, что может вызвать у них различные протестные реакции.

Ситуационные факторы на социальное поведение могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных факторов экстремальности и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные факторы могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном [20].

Экстремальные условия - это различные бедствия и катастрофы, экологическое неблагополучие, военные действия, которые деформируют социальное поведение. Кроме того, в жизни каждого человека, случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.

Сопоставляя более общую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам [30]:

- все нормы действуют, прежде всего, по схеме "стимул-реакция", следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;

- норма проявляется, прежде всего, как признак "нельзя" в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;

- универсальных "нельзя" немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи "нельзя", в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;

- общество защищает себя от нарушителей универсальных "нельзя" целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных "нельзя" грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;

- причинами девиантного поведения могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.

Девиация - социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально-приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения [28].

Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показал, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер [8]. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Делись добром ;)