Бродяжничество как социальное явление

курсовая работа

1.2 Бродяжничество - как социальное явление

Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры -- это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состояться в жизни, или, как их еще принято называть на Западе, о «проигравших». Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону [17], это -- разновидность ретритистского поведения, которое выступает, как отмечалось ранее, результатом двойного конфликта -- неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

В отечественной литературе [24] под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы». Можно выделить две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы.

Бродяжничество стоит рассматривать с медицинской, психологической и социальной точек зрения [20].

В клинико-нозологическом отношении синдром уходов и бродяжничества встречается наиболее часто при психогенных патохарактерологических формированиях личности, реже при психопатиях в стадии становления и при психопатоподобных состояниях резидуально-органического происхождения. У детей и подростков с патохарактерологическими формированиями личности синдром уходов и бродяжничества возникает реактивно. Динамика синдрома чаще благоприятная в клиническом отношении, хотя нередко присоединяется микросоциально-педагогическая запущенность.

В случае формирующейся ядерной или органической психопатии неустойчивого типа бродяжничество возникает в связи с повышенной «сенсорной жаждой» и стремлением к приключениям, быстрее, чем в предыдущей группе, приобретают привычный, фиксированный характер и обычно сочетаются с другими нарушениями влечений (повышенный аппетит, жажда, сексуальность).

При шизофрении бродяжничество, помимо возникновения на фоне эмоциональной холодности и стереотипности поведения, характеризуется наличием аутизма, отгороженности, «разлаженного», а иногда и нелепого поведения.

Синдром уходов и бродяжничества нередко возникает у детей и подростков - олигофренов с неглубокой степенью умственной отсталости. В этом случае первые уходы обычно либо связаны с боязнью нового, страхом перед трудностями, либо обусловлены имитацией поведения интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому умственно отсталые дети вначале совершают уходы не в одиночку, а вместе с другими детьми. Однако со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимыми, импульсивными.

Психологический аспект данной проблемы: у обидчивых детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, первые уходы в большинстве случаев связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемлённого самолюбия и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учёбой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т.п. В данном случае прогулы и уходы из школы следует отличать от отказа посещать школу.

У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера, первые проявления бродяжничества могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации, в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и педагогов, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие. Данные варианты уходов можно назвать реактивными [19].

Другой тип бродяжничества, который чаще наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений, тесно связан с «сенсорной жаждой», т.е. особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоём или небольшой группой, могут уезжать на далёкое расстояние с целью попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка - приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.

В рамках социального подхода [8] проблема бродяжничества несовершеннолетних является одним из вариантов компенсаторного поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакцией на неблагополучную обстановку воспитания в семье, школе. При этом побег из дома следует рассматривать не просто как бегство из семьи, где назрел конфликт, а как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов идентификации, меняется её нравственное и правовое сознание».

Бродяга не приемлет ни целей общества, ни предлагаемых (или навязываемых) этим обществом средств их достижения. Ему вообще не находится места в этой жизни. Выброшенного на задворки жизни, дурно пахнущего, плохо одетого и слоняющегося без дела человека окружающие воспринимают как помешанного или очень странного субъекта. Он смущает и озадачивает сытую толпу, но никогда не бунтует против нее. Политика эскапизма, бегства из окружающего мира его вполне устраивает и даже приносит удовлетворение.

Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом [4].

Бродяжничество представляет собой специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин «маргинальность», обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Вместе с тем данный термин имеет более широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но и эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных меньшинств, инвалиды и др.

Многие бродяги находят средства к существованию на городских свалках, чтобы потом их продать или обменять на спиртное. Места их обитания -- подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища.

Можно выделить две группы причин бродяжничества [16]: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие: жилищная проблема; ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах -- бывших республиках СССР.

К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бродяг [11]:

1) Люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;

2) Граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;

3) Лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);

4) Люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;

5) Жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;

6) Люди с отклонениями в психике.

Потенциальными бродягами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят [9].

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные или неосознанные мотивы бродяжничества, которые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность.

Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, эти лица являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спец. учреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается.

Делись добром ;)