Образ жизни и личная безопасность
1. Образ жизни
Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, "информационном буме". Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и, по оценкам специалистов, приводит к тому, что около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье. [1]
Специалисты выделяют два типа образа жизни: здоровый образ жизни и нездоровый.
Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни
Показатели |
Здоровый стиль жизни |
Нездоровый стиль жизни |
|
Цель жизни |
Глубоко осознана и связана с реализацией себя как субъекта культуры, нравственности, исторического процесса и собственной жизни |
Четко не определена, не связана с реализацией истинного предназначения человека |
|
Принципы жизни |
Отвечают природосообразности и этнокультуросообразности |
Противоречат видовым законам и аксиологическим ориентирам общества |
|
Позиция в жизни |
Интернальная, при которой ответственность за все события в жизни личность возлагает на себя. Активность и самостоятельность |
Экстернальная, т.е. упование на судьбу, провидение, помощь извне, обвинение окружающих в чинимых препятствиях, что сочетается со стадностью и конформизмом |
|
Уровень жизненных проявлений |
Духовный |
Утилитарный |
|
Мироощущение |
Оптимистичное, жизнерадостное. Адекватное восприятие окружающей действительности, способность жить настоящим и строить планы на будущее |
Пессимистичное. Дискретность в восприятии своего жизненного пути |
|
Отношение к людям |
Эмпатийное, альтруистическое, терпимое |
Эгоистическое, индивидуалистическое, потребительское |
|
Отношение к природе |
Осознание себя частью природы, готовность к экологичному взаимодействию |
Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий |
|
Отношение к своей личности |
Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлениях максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности |
Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности |
|
Отношение к здоровью |
Как к важнейшей ценности, что порождает стремление к здравотворчеству и требование жить так, чтобы не болеть |
Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда закономерна пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью |
|
Отношение к профессиональной деятельности |
Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей |
Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение |
|
Отношение к культуре |
Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня |
Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентации на «псевдокультуру», замедление культурного роста |
|
Система потребностей |
Разумная, четко иерархизированная: примат духовных потребностей |
Сужение сферы потребностей, доминирование локальных, стереотип «стадных» потребностей |